Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом

Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом

Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом является видом деятельности, подпадающим под ЕНВД (пп.5 п.2 ст.346.26 НК РФ). При перевозке пассажиров не обязательно использование ККМ, достаточно выдавать клиентам бланки строгой отчетности.

Критерии плательщика налога

Предприниматели и организации, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров должны иметь право на транспортное средство. Это может быть право собственности, право владения, пользования или распоряжения.

Возникновение обязанности по уплате налога возникает при осуществлении предпринимательской деятельности. Обязателен факт извлечения прибыли от использования автомобиля.

Пример. Автомобиль используется для доставки сотрудников фирмы к месту работы. Это не будет отдельным видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, так как автомобиль используется для собственных нужд.

Ещё одним критерием перевода вида деятельности на ЕНВД является ограничение по количеству используемого автотранспорта — не более 20 единиц. При большем парке машин, оказывающих услуги по перевозке, деятельность переводится на ОСНО или УСН.

Согласно письма Минфина РФ № 03-11-04/3/565 от 31.07.2008 г., неважно кому оказываются такие услуги (населению или организациям), источники и способы их оплаты (наличными или безналично). Главное — соблюдение предыдущих трех условий.

Расчет налога ЕНВД

Физическим показателем для исчисления налога при перевозке пассажиров является посадочное место (азб.10 ст.346.27 НК РФ). Посадочное место это место для сидения, кроме места водителя и кондуктора. Их количество определяется на каждое средство транспорта отдельно по техпаспорту завода изготовителя.

Если в техпаспорте не указано количество посадочных мест, это может определить государственный орган технического надзора за техническим состоянием машин.

Базовая доходность услуг по перевозке пассажиров составляет 1500 рублей. Вмененный доход равен базовой доходности, умноженной на число посадочных мест.

Пример. ЕНВД для маршрутного такси с 10 местами для сидения пассажиров составит в месяц: 1500 руб. х 10 мест х 15% = 2250 руб.

Лицензия на перевозку пассажиров

В соответствии с Законом № 99-ФЗ от 22.04.2011 г. ( п.24 ст.12), пассажирские автоперевозкам подлежат лицензированию только для машин, предусмотренных для перевозки более восьми человек. За исключением случаев, когда перевозки осуществляются по заказам или для собственных нужд предпринимателя.

Перевозка пассажиров такси

Перевозки пассажиров такси тоже подпадают под ЕНВД. Число посадочных мест — 4 (кроме маршрутного). Налог считается так же: 1500 руб. х 4 х 15% = 900 руб. в месяц с одной машины. Таксист должен зарегистрировать ИП и платить ЕНВД.

Существует второй вариант налогов для такси. Это патент на пассажирские перевозки. В этом случае предприниматель использует УСН и оплачивает стоимость патента.

Мы рассмотрели услуги по перевозке пассажиров. В следующий раз — перевозка грузов.

Получайте новые статьи блога прямо к себе на почту:

Предположим, между АО-1(Исполнитель) и АО-2 (Заказчик) заключен договор на оказание услуг по предоставлению транспортных средств. В рамках действия данного договора Исполнитель предоставил Заказчику автобус ПАЗ для перевозки людей от места их фактического проживания к месту работы (строительная площадка) и обратно. Лицензии на осуществление пассажирских перевозок у АО-1 нет.

Является ли деятельность в рамках договора оказания услуг по предоставлению транспортных средств лицензируемой?

Что должно лицензироваться?

Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

В соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение), в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, а так же регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

При этом согласно разделу II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» под регулярными перевозками пассажиров и багажа понимаются перевозки, осуществляемые по расписаниям, которые в свою очередь составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства.

Целью лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки пассажиров для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту перевозки за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров, а для пассажира – получение платной услуги по перевозке. То есть, плата по данному договору взимается с пассажира перевозчиком за оказываемую публичную услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир. Заключение договора удостоверяется билетом (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2012 г. № 15АП-2773/12).

В рассматриваемой ситуации, по условиям договора заказчик (АО-2) поручает, а исполнитель (АО-1) оказывает услуги по предоставлению транспортных средств, находящихся в собственности исполнителя для работы обособленного подразделения АО-2. Заказчик обязан своевременно предоставлять заявку на предоставление транспортного средства. В свою очередь, исполнитель на основании полученной заявки обязан передать транспортное средство в технически пригодном состоянии. Кроме того, исполнитель берет на себя расходы по страхованию транспортного средства.

Читайте также:  Внесение изменений в котировку по 44 фз

В чем проблема таких ситуаций

В первую очередь, напрашивается вывод, согласно которому указанные отношения являются арендными (предмет договора – предоставление транспортных средств собственником во временное пользование другого лица). В то же время, фактически исполнитель по заявке заказчика предоставляет ему транспортное средство (автобус) с водителем, который обеспечивает перевозку сотрудников заказчика к месту работы и обратно. Такой договор может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства с экипажем (т.е. с предоставлением услуг по управлению транспортным средством) либо как договор перевозки.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что транспортное средство в любом случае передается во владение и пользование арендатора на весь срок аренды (ст. 632 ГК РФ). При этом водитель, являющийся работником арендодателя, подчиняется распоряжениям арендатора, касающимся эксплуатации транспортного средства (куда ехать, с какой целью и т.д.). Если же транспортное средство во владение заказчика не передается на весь срок действия договора, используется только для доставки работников заказчика из одной точки в другую, а все остальное время находится во владении исполнителя, то, на наш взгляд, такой договор скорее отвечает признакам договора перевозки, нежели договора аренды транспортного средства с экипажем.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации не исключено, что отношения между сторонами будут квалифицированы как отношения, в рамках которых исполнитель оказывает заказчику услуги по перевозки граждан (сотрудников заказчика).

Однако, как мы отметили выше, не любая деятельность, в рамках которой владелец транспортного средства оказывает другому лицу (другим лицам) услуги по перевозке пассажиров, подлежит лицензированию. Для этого необходимо, чтобы перевозки осуществлялись не по заказам других лиц, а регулярно, т.е. осуществлялисьпо расписаниям, которые составляются для каждого остановочного пункта, входящего в маршрут движения транспортного средства. Кроме того, данная деятельность должна осуществляться со взиманием платы с пассажиров.

Читайте также:  Паспорт днр в россии можно ли работать

Между тем, в данном случае исполнитель оказывает услугу по перевозке именно по заявкам заказчика. Какое-либо заранее утвержденное расписание движения транспортных средств для каждого остановочного пункта отсутствует. Плата за оказание услуг по перевозке вносится исполнителем, а не пассажирами.

Исходя из этого, по нашему мнению, даже при квалификации отношений сторон как отношений по оказанию услуг по перевозке пассажиров, данная деятельность АО-1 в соответствии с законом лицензированию не подлежит.

Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от качества передвижения граждан. На удовлетворение этих потребностей направлено обеспечение организации перевозок, индивидуальными предпринимателями в том числе. Законодательством РФ официально установлены правила организации такой деятельности.

Необходимость указания кодов ОКВЭД

При регистрации юридического лица или ИП в сфере обеспечения перевозки пассажиров нужно указывать соответствующие коды ОКВЭД. Их классификация основана на разновидностях транспорта, режиме, специфике действий. Код – набор цифр и точек, отражающий информацию:

  • отрасль, вид деятельности
  • специфика услуг
  • сырьевая база
  • налогообложение

Коды ОКВЭД – это не просто цифры, а установление пределов оказания конкретных услуг. Для государства это инструмент для назначения налоговых ставок, анализа информации по отрасли. С июня 2017 года в действие вступил ОКВЭД -2, первая редакция утратила силу.

Коды ОКВЭД для осуществления перевозки пассажиров

Код подбирается до начала процедуры регистрации. При единственном основном виде услуг дополнительных допускается несколько. При организации работы с количеством пассажиров, превышающим 8 человек, оформляется соответствующая лицензия.

В ОКВЭД-2 вначале нужно найти требуемый раздел, обозначенный латинскими буквами в порядке алфавита.

Запомните! Раздел Н – транспортировка и хранение.

В этот раздел включена перевозка людей по расписанию или вне его по пути:

  • автомобильному
  • железнодорожному
  • воздушному
  • водному

Регулируется в разделе и аренда ТС с водителем.

После раздела следует выделить класс (2 цифры), затем подкласс (3) и при необходимости группу (4), подгруппу (5), вид (6). В скобках указано количество цифр.

Код на данный вид деятельности может состоять из 2-6 цифр, например:

  • 49.10.1 – организация пассажирских перемещений по железным дорогам междугородного значения
  • 49.10.12 — организация пассажирских перевозок по междугородным железным дорогам в нерегулируемом секторе

Такое деление обеспечивает легкость подбора и конкретизации осуществляемой деятельности.

Наземные средства передвижения

Пассажироперевозки по автомобильной и железной дороге предусматривает класс 49. В него включены пассажироперевозки по дорогам железным и автомобильным.

Железнодорожный транспорт

Регулирует перевозки на ж/д транспорте (международные, междугородные) подкласс 49.1.
Сюда входят перевозки людей по железной дороге подгруппы 49.10.1 (услуги по междугородным ж/д перевозкам) видов:

  • регулируемый ж/д сектор
  • нерегулируемый ж/д сектор
  • международные ж/д перевозки

Автобусы

В подклассе № 49.3 — доставка граждан транспортом наземным, ж/д средства включены сюда городские и пригородные.

Группа 49.31 содержит сухопутные перевозки пригородные и городские, подчиняющиеся расписанию:

  • пригородным ж/д транспортом в секторах, являющихся регулируемыми и нерегулируемыми
  • автобусами (троллейбусами, трамваями)
  • метро
  • фуникулерами, канатными дорогами

В группу 49.39 входит иной сухопутный транспорт:

  • автобусы междугородного, международного значения по расписанию
  • единицы транспорта служебные, школьные
  • чартерные, нерегулярные маршруты, экспрессы
  • перевозка фуникулерами вне города, пригорода
  • ТС с тягловой силой (например, лошадиная упряжка)
Читайте также:  Сколько метров полагается на одного человека

В данной группе находятся подгруппы и виды:

  • 49.39.1 – средства междугородного значения по расписанию и специальные
  • 49.39.11 – автомобильные, а также автобусные средства междугородной классификации
  • 49.39.12 — автомобильные, а также автобусные средства международной классификации
  • 49.39.13 – специальные перевозки автобусами, автомобилями
  • 49.39.2 – транспортировка фуникулерами

Если работу не удается детализировать одним кодом, добавляется дополнительный.

Такси

Все более востребованной становится такая форма извоза, как такси. Для транспортировки с помощью такси следует зарегистрировать ООО или ИП, получив региональную лицензию. Требуемые для этой цели цифры — 49.32 – функционирование такси, аренда автомобилей.

К организаторам извоза посредством такси предъявляются требования:

  • обеспечение техосмотра 2 раза в год
  • наличие счетчика, отличительных «шашечек» и оранжевой подсветки
  • регулярное прохождение медосмотров
  • стаж автомобилиста не менее трех лет

Такси-транспортировки осуществляются в разных вариантах:

  • на собственном либо арендованном средстве транспорта индивидуально либо с использованием диспетчерской службы
  • организация диспетчерской либо собственного автопарка

Все варианты подчинены единственному коду – 49.32.

Транспортом наземным осуществляется наибольший процент транспортировок людей, так как количество видов ТС разнообразно. Организатором доставки людей можно также стать, сдавая средства транспорта в аренду при самостоятельном управлении.

Воздушный транспорт

Его деятельность регулируется классом 51, в который включена транспортировка по воздуху.

Группа 51.10 охватывает:

  • транспортировку людей с использованием регулярных рейсов по расписанию и без него
  • перевозки чартерные, научные, экскурсионные
  • аренду воздушных суден, доставка на отдых и обучение

Есть даже подгруппа 51.22.1 для осуществления пассажирских перевозок посредством космического транспорта.

Перемещение водным транспортом

Для этой цели используются коды классификатора класса 50 – перемещение по расписанию и вне его по воде.

50.1 – транспортировка по водам морского и прибрежного значения:

  • морскими средствами загранплавания, каботажного плавания по расписанию и вне его
  • аренда водных средств с экипажем для доставки групп людей

50.3 – работа внутренних водных пространств, а также акваторий смешанных (с использованием возможностей реки и моря одновременно) для пассажироперевозок.

50.30 – доставка пассажиров при использовании водных акваторий внутреннего и смешанного типа и аренда с этой целью судов с экипажем в наличии.

Перевозки регулярные и нерегулярные

В классификаторе предусмотрены пассажироперевозки регулярные и нерегулярные.

Регулярные перевозки характеризуются организованным использованием обозначенных маршрутов с расписанием. Это, например, движение рейсовых автобусов. К специальным перевозкам регулярного типа относят доставку школьников, туристов и других лиц по условиям договора.

Виды регулярной транспортировки — 49.31.21 (22, 23) – автобусные (троллейбусные, трамвайные) доставки, внутри города и пригородные.

Нерегулярные перевозки специально заказываются с определением маршрута, времени и других условий при составлении договора.

Виды нерегулярной транспортировки: 49.39.3 (31-39)– осуществление нерегулярных перевозок:

  • аренда городского транспорта, а также междугородного с наличием водителя
  • перевозки экскурсионные
  • чартерная транспортировка
  • перемещение с использованием тягловых средств
  • прочие