Уголовный кодекс казахской сср

Уголовный кодекс казахской сср

Кодекс состоит из Общей (разделы I—VII) и Особенной частей (главы 1—16). В отличие от большинства кодексов государств бывшего СССР в нём используется двухуровневая структура: Общая часть делится на разделы, Особенная — на главы; более мелкие деления отсутствуют.

В Общей части рассматриваются основные понятия уголовного законодательства, устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от неё, общие положения об уголовном наказании и освобождении от него, принудительных мерах лечения, а также особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Особенная часть включает в себя статьи, описывающие составы конкретных преступлений. Структура Особенной части отражает иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом: на первом месте стоят преступления против личности, затем преступления против семьи и несовершеннолетних, конституционных прав и свобод. Далее идут преступления против мира и безопасности человечества, конституционного строя и безопасности государства, собственности.

Особенности кодекса

УК Казахстана во многом основан на положениях Модельного Уголовного кодекса для государств — участников СНГ; также многие нормы заимствованы из Уголовного кодекса РФ 1996 года [1] .

В УК Казахстана сохранились многие нормы, характерные для советских уголовных кодексов: опьянение признаётся отягчающим обстоятельством, возможно прерывание течения сроков давности вследствие совершения лицом нового преступления, сохраняется ответственность за недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном особо тяжком преступлении.

Предусматривается ответственность за такие преступления, как нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций (ст. 334); руководство запрещенной забастовкой, воспрепятствование работе предприятия, организации в условиях чрезвычайного положения (ст. 335); незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов (ст. 336); создание или участие в деятельности незаконных общественных объединений (ст. 337); оказание содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств (ст. 338) и т. д. Предусмотрена также ответственность за посягательство на честь и достоинство и воспрепятствование деятельности Президента РК (ст. 318) и депутата парламента Республики Казахстан (ст. 319) (при этом не влекут ответственности публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом политике или о депутатской деятельности) [2] .

Декриминализована взятка-благодарность: если вознаграждение передано должностному лицу при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершенные законные действия (бездействия) и если стоимость подарка не превышает двух месячных расчетных показателей, ответственность не наступает (примечание 2 к ст. 311 и примечание 1 к ст. 312) [2] .

В кодекс регулярно вносятся изменения, отражающие изменения регулируемых им общественных отношений и появление новых видов и форм общественно опасных деяний.

Ильмеева Р.Ю., Карагандинский университет «Болашак»

ЗА НЕЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И

В современных условиях реформирования уголовного законодательства Республики Казахстан важное значение имеет исторический анализ действовавших правовых норм, предусматривавших ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств и психотропных веществ. Характер и степень опасности преступлений, связанных с наркотиками, определяется тем, что злоупотребление ими приводит к развитию у человека заболевания (наркомании), характеризующегося возникновением физической и психической зависимости.

Проведенный анализ уголовных законов, действовавших на территории Казахстана, показал, что данные общественно опасные деяния всегда признавались преступными. Так, первый Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июня 1922 года, выделил в Особенной части главу 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Статья 215 УК устанавливала уголовную ответственность за приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права [1].

Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного Комитета от 22 ноября 1926 года был принят новый уголовный закон — Уголовный кодекс РСФСР, введен в действие с 1 января 1927 года. Особенная часть УК также выделяла в отдельную главу «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок». Однако, из названия главы 8 УК было исключено указание на публичность порядка как объекта уголовно-правовой охраны. Кроме того, уголовно наказуемыми стали признаваться не только приготовление, а также хранение и сбыт сильнодействующих веществ. Субъектом преступления могли быть только лица, не имеющие на то специального разрешения (ст.179 УК) [2, 487].

Уголовный кодекс Казахской ССР был принят Верховным Советом КазССР 22 июля 1959 года. Это первый национальный уголовный закон в истории государства и права Казахстана. Он вобрал в себя все лучшее, что прошло проверку временем, отразил достижения теории советского уголовного права. Глава 10 УК называлась «Преступления против общественной безопасности и народного здравия». В первоначальной редакции в данную главу были включены только два состава преступлений: посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли (ст.213 УК); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств (ст.214 УК).

Указом Президиума Верховного Совета КазССР от 21 февраля 1975 года в ст.213 УК были внесены изменения; криминализированы «Хищение наркотических веществ», «Склонение к потреблению наркотических веществ» (ст.ст.213-1, 213-2 УК).

Указом от 25 июля 1973 года Уголовный кодекс был дополнен ст.214-2 УК «Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических и других сильнодействующих или ядовитых веществ».

Существенные изменения в главу 10 УК КазССР были внесены Законом от 30 июля 1987 года: Уголовный кодекс был дополнен ст.212-1 «Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли», ст.213-3 «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах»; ст.213 была изложена в новой редакции «Посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли».

Читайте также:  Работа на строительстве керченского моста отзывы

Изменения в ст.214 УК вносились также Указами от 21 февраля 1975 года, 29 декабря 1982 года и законом РК от 17 марта 1995 года [3, 8-12].

Таким образом, с учетом всех изменений и дополнений УК КазССР стал содержать целую группу преступлений, связанных с наркотическими средствами: незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли; посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли; хищение наркотических средств; склонение к потреблению наркотических средств; незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств; нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств и других сильнодействующих или ядовитых веществ (ст.ст.212-1 – 214-2 УК).

Обязательным условием уголовной ответственности за незаконные посев или выращивание масличного мака, а также конопли было предусмотрено совершение их повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ст.212-1 УК).

Согласно ст.213 УК уголовно наказуемым признавались посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного, а также индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской конопли.

В отдельных статьях предусматривалась ответственность за хищение наркотических средств (ст.213-1 УК), склонение к потреблению наркотических средств (ст.213-2 УК) и нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств и других сильнодействующих или ядовитых веществ (ст.214-2 УК).

Уголовная ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств дифференцировалась также в зависимости от их размера, характера совершаемых действий и цели преступного деяния.

Так, по ст.213-3 УК квалифицировались незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

По ч.1 ст.214 УК ответственность наступала за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств без цели сбыта, а по ч.4 данной статьи – за те же действия, но с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств.

Квалифицирующими (особо квалифицирующими) признаками признавались те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 данной статьи, а также по предварительному сговору группой лиц, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические средства в крупных размерах.

В ст.214 УК КазССР содержалось также специальное условие освобождения лица от уголовной ответственности. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается от уголовной ответственности за приобретение сданных наркотических средств, а также за их хранение, перевозку и пересылку. Лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, освобождается от уголовной ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку и пересылку потребленных наркотических средств.

Качественно новым этапом в развитии национального уголовного права следует считать период с момента провозглашения государственного суверенитета Казахстана (Декларация «О государственном суверенитете КазССР» от 25 октября 1990 года) по настоящее время. Обретение государственной независимости поставило перед Казахстаном целый ряд сложнейших проблем, одной из которых стало создание правовой базы для политических и экономических реформ.Государственная программа правовой реформы, утвержденная постановлением Президента страны 12 февраля 1994 года, обозначила основные направления процесса формирования нового права суверенного Казахстана, в том числе и уголовного.Конституция Республики Казахстан 1995 года провозгласила курс на создание демократического гражданского общества, в котором права и свободы человека являются высшими ценностями, а их соблюдение и защита признаются обязанностью государства. Такой подход определил иерархию задач уголовного законодательства, построение системы Особенной части Уголовного кодекса.

Уголовный кодекс Республики Казахстан был принят 16 июля 1997 года, вступил в действие с 1 января 1998 года. В связи с изменившимися реалиями в УК РК в качестве родовых объектов выделены новые группы общественных отношений, ранее поглощавшиеся другими объектами, уточнены понятия других объектов преступлений. Если в УК КазССР в одной главе были объединены преступления против общественной безопасности и народного здравия, то действующий УК РК содержит две главы: глава 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и глава 10 «Преступления против здоровья населения и нравственности». Здоровье населения и нравственность – это взаимосвязанные понятия, поэтому законодатель обоснованно поместил преступления, посягающие на указанные интересы, в отдельную главу УК РК.

В группе преступлений против здоровья населения выделяются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Специфика этих преступлений определяется особенностью их предмета – ими являются наркотические средства и психотропные вещества.

Как отмечает судья Алматинского городского суда Ш.Курманбекова, Уголовный кодекс Республики Казахстан является значительным шагом вперед в вопросах борьбы с наркоманией. Впервые законодателем введена ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наряду с наркотическими средствами и психотропных веществ. Составлена сводная таблица об отнесении наркотических и психотропных веществ к небольшим, крупным и особо крупным размерам. Она создана применительно к административному и уголовному законодательству Республики Казахстан, иным нормативно-правовым актам на основе утвержденного списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, с учетом положений конвенций ООН 1961, 1971, 1988 годов, решений комиссии по наркотическим средствам экономического и социального совета ООН, рекомендаций Международного комитета ООН по контролю за наркотиками [4].

Читайте также:  Сроки действия дачной амнистии на садовые дома

Вместе с тем, распространенность и сложность квалификации преступных посягательств обусловили дальнейшее совершенствование уголовного законодательства — изменения и дополнения в нормы Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, вносились неоднократно.

Калгужинова А.М., Четрикова Л.И., проанализировав внесенные Законами Республики Казахстан от 5 мая 2000 года, 31 мая 2002 года, 27 июня 2008 года изменения и дополнения, отмечают, что политика государства была направлена на ужесточение наказания за незаконные действия в отношении наркотических средств [5, 130-131].

В редакции данных законов ст.259 УК РК характеризуется следующими новациями:

— перечень уголовно наказуемых действий дополнился указанием на «перевозку» наркотических средств, также были изменены квалифицирующие признаки преступления (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с преступностью» от 5 мая 2000 года);

— была усилена санкция ч.1 ст.259 УК; примечание к статье было дополнено вторым пунктом, закрепившим порядок определения размера наркотических средств и психотропных веществ (Закон РК от 31 мая 2002 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»);

— было использовано новое структурное построение уголовно-правовой нормы, отличное от прежнего (части 1, 1-1, 2, 2-1); криминализированы квалифицирующие обстоятельства незаконных действий в отношении наркотических средств или психотропных веществ — совершение их должностным лицом с использованием служебного положения, в организациях образования, в отношении несовершеннолетних; примечание стало содержать специальное условие освобождения лица от уголовной ответственности и указание на порядок определения размера наркотических средств (Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам усиления ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков» от 27 июня 2008 года).

Вместе с тем, следующие поправки приняты в рамках гуманизации, другого вектора уголовной политики, противоположного ужесточению ответственности. Так, Законом Республики Казахстан от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» была исключена ч.1 ст.259 УК РК, предусматривавшая ответственность за незаконные приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ. За совершение подобных деяний установлена административная ответственность.

Данное нововведение мы считаем важным, поскольку и практические работники, и научные сотрудники отмечали, что «по сути, на практике борьба с наркоманией сведена к выявлению и изоляции от общества наркоманов, т.е. к наказанию больных людей» [6, 307]. Эта ситуация сложилась в силу несовершенства уголовного законодательства и выработанной правоприменительной практики.

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает, что за потребление наркотиков в большинстве стран не предусмотрено уголовное наказание. Это объясняется тем, что международно-правовые обязательства не распространяются на криминализацию немедицинского потребления наркотиков. Так, по смыслу ст.1 и 2 Единой Конвенции 1961 года, потребление не входит составной частью в оборот наркотиков, и, соответственно, немедицинское потребление не относится к их незаконному обороту. Из анализа ст.38 Единой Конвенции 1961 года также не следует уголовное преследование потребителей наркотиков, решение этого вопроса оставлено на усмотрение каждого государства-стороны Единой Конвенции.

Таким образом, следует признать, что современные направления уголовной политики определили новый подход к конструированию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия в отношении наркотических средств. При этом новации характеризуют использованные приемы законодательной техники, а также совершенствование уголовно-правовых норм, вызванное двухвекторностью уголовной политики.

Необходимо отметить также, что согласно Концепции проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) ст.320 и ч.3 ст.336-2 КоАП переносятся в УК как проступок. При этом предлагается установить ответственность именно за незаконное обращение с наркотическими средствами или психотропными веществами без цели сбыта (в целях личного потребления). В целях упрощения борьбы с наркобизнесом предлагается исключить градацию по размерам наркотических средств и психотропных веществ.

1 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года //Информационная система «Параграф».

2 Советское уголовное право. Часть Особенная /Под ред.В.Д.Меньшагина. — М.: Юрид.лит., 1979. — 785 с.

3 Феткулов Г.Х. Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков — Астана: Фолиант, 2003. — 114 с.

4 Курманбекова Ш. Закон не должен иметь разночтений //Информационная система «Параграф».

5 Калгужинова А.М., Четрикова Л.И. О некоторых вопросах законодательной техники в уголовном праве Республики Казахстан //Современные проблемы и тенденции развития уголовного, права, криминологии и уголовно-исполнительного права: Материалы международной научно-практической конференции. — Караганда: КарЮИ МВД РК, 2009. — 298 с.

6 Балтабаев К.Ж. Некоторые проблемы ответственности за незаконный оборот наркотиков по законодательству Республики Казахстан //Совершенствование законодательства в свете Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года: Материалы международной конференции. — Астана: Институт законодательства РК, 2010. — 418 с.

Читайте также:  Как происходит оценка недвижимости при ипотеке

Этот период развития уголовного законодательства в СССР характеризуется либерализацией общественных отношений. В 1953 г. в связи с кончиной И. В. Сталина был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об амнистии”, на основании которого многие заключенные, осужденные за общеуголовные преступления, получили свободу, в то время, как реабилитация невинно осужденных за якобы совершенные ими политические преступления еще только начиналась. В период с 1954 по 1956 гг. Верховный Суд СССР реабилитировал 7679 незаконно осужденных советских граждан (Данные приводятся по: Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Указ. соч. С. 50).

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1958 г., существенно гуманизировали уголовное право. Основы четко зафиксировали основание уголовной ответственности — совершение преступления, предусмотренного уголовным законом, умышленно или по неосторожности. Это положение препятствовало как применению аналогии закона, так и привлечению к уголовной ответственности независимо от совершения преступления только в силу “социальной опасности” лица.

Институты вины, вменяемости, соучастия, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, стали более четкими и совершенными.

После выхода общесоюзных Основ уголовного законодательства республики СССР, право которых на издание собственного уголовного законодательства было восстановлено Конституцией СССР, подвергшейся пересмотру, стали принимать свои уголовные кодексы. Уголовный кодекс Казахской ССР был принят 22 июля 1959 г. и вступил в силу с 1 января 1960 г. (Ведомости Верховного Совета и Правительства Каз. ССР, 1959 г., №22-23, ст.177).

УК Каз.ССР 1959 г., в своей Общей части во многом воспроизводивший Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., просуществовал вплоть до принятия и вступления в действие нового УК РК 1997 г., хотя и с многочисленными изменениями.

6 этап – Уголовное законодательство Казахстана периода реформирования Основ уголовного законодательства 1958 г. и УК Каз. ССР (1961-1984 гг.)В рассматриваемый период продолжали действовать Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и УК Каз. ССР 1959 г.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. и тот, и другой нормативно-правовой акт был дополнен рядом новых статей: об особо опасном рецидивисте – ст.23-1 УК (1961 г.); о неприменении условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицам, признанным особо опасными рецидивистами, осужденным за особо опасное государственное преступление, за бандитизм, разбой при отягчающих обстоятельствах и другие тяжкие преступления, к лицам, которым смертная казнь заменена лишением свободы в порядке помилования или амнистии, и т. д. (1969 г.); о понятии тяжкого преступления (1972 г.).

В целях гуманизации уголовной ответственности в отечественное уголовное право были введены новые институты: условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (1977 г.); условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (1977 г.); отсрочка исполнения приговора (1982 г.).

7 этап – уголовное законодательство периода “перестройки” общественных отношений (1985 — 1991 гг.).“Перестроечные процессы”, происходившие в общественной жизни в тот период, связанные с расширением гласности, повлекли определенные изменения в действующем УК 1959 г. Так, например, в 1985 г. была введена ответственность за преследование граждан за критику (ст. 127-1), в 1990 г. – за незаконное вмешательство в расследование или рассмотрение дел (ст.191-1), в 1991 г. — за принуждение работника транспорта к невыполнению своих служебных обязанностей (ст.172-2), за посягательство на честь, достоинство и личность народного депутата (ст. 170-4). Другим направлением уголовной политики стала криминализация действий, угрожающих безопасности общества или свободе человека. В 1987 г. текст УК 1959 г. пополнился статьями об ответственности за захват или удержание лица в качестве заложника (ст. 115-1), за похищение человека (ст. 116), в 1988 г. — за незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 115-2),

В связи с изменением общественных отношений актуальным становится вопрос о разработке и принятии нового общесоюзного и республиканского уголовного законодательства. Ученые-юристы предложили законодателю теоретическую модель Общей части УК (См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. — М., 1987), которая могла быть использована при проектировании нового уголовного законодательства.

Важное значение для развития казахстанского уголовного права имели Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик, принятые Верховным Советом СССР 2. 07. 1991 г., которые должны были вступить в действие с 1. 07. 1992 г. Однако этого не произошло из-за распада Советского Союза. Вместе с тем, положения Основ 1991 г. использовались в дальнейшем при разработке проектов нового УК РК, поскольку во многих своих положениях они воплотили лучшие идеи и традиции советского и зарубежного уголовного права. Так, например, Основы включили нормы о классификации преступлений, об ограниченной вменяемости, о новых обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и т. д. Круг преступлений, караемых смертной казнью, и лиц, которым она могла быть назначены, был резко сужен. Положения Основ использовались также при внесении изменений в действовавший УК Каз. ССР 1959 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector