Учитель музыки в детском саду

Учитель музыки в детском саду

Инна Козлова
Особенности профессии «Музыкальный руководитель» в детском саду

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т. д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое, оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т. д., появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т. д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т. д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т. д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность).

Если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

— уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

— создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);

— не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;

Читайте также:  Штраф за отсутствие санкнижки

— оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

А. И. Буренина, заведующая кафедрой

дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО

Консультация «Музыкальный руководитель XXI века» Музыкальный руководитель XXI века Кто он, музыкальный руководитель XXI века! Какими качествами личности, профессиональными компетенциями.

Летний музыкальный уголок в детском саду «Веселые звуки» Летний музыкальный уголок в детском саду — «Веселые звуки»В этом году в детском садус цельюразнообразить музыкальную жизнь детей в летний.

Эссе «Музыкальный руководитель: Что это за профессия?» Музыкальный руководитель: Что это за профессия? Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения: музыканта, педагога, организатора,.

Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств.

Музыкальный уголок в детском саду Музыкальное экспериментирование с различными инструментами всегда привлекает внимание, при чем не только детей. Воспитатели нашего сада.

Педагогическое эссе «Моя профессия — музыкальный руководитель» Педагогическое эссе «Я педагог» Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное Учреждение "Чуваштимяшский детский сад "Колосок" Педагогическое.

Эссе «Призвание — музыкальный руководитель» Чудесная профессия Улыбнулась мне в жизни удача. Благодарна за это судьбе. Знаю я: не могло быть иначе В этом мире, на этой земле..

Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.

Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает мир. Любопытные, открытые к информации, маленькие дети, словно губка, поглощают все то, что мы в состоянии им дать. Здесь основная задача для нас, взрослых, щедро предоставить им все, к чему стремится детская душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством.

Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности. Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:

  1. Пробудить в детях интерес к музыке;
  2. Обогатить музыкальные знания детей, познакомив их с различными произведениями;
  3. Познакомить дошкольников с базами элементарных музыкальных понятий;
  4. Развивать способности (слух, певческие навыки, чувство ритма, музыкальную отзывчивость);
  5. Развивать творческие способности детей;
  6. Прививать музыкальный вкус.

Зачем нужна музыка в детском саду

Музыкальное воспитание в детском саду берет свое начало с незабвенных коммунистических времен. Эстетическое воспитание было признано наиважнейшим в системе воспитания дошкольников. Музыка, помимо воспитательного, имеет еще и психотерапевтический эффект. Музыка способна успокоить, настроить на позитивный лад. Средствами музыки маленькие скромники решают свои большие проблемы, раскрываясь, как кувшинки, в музыкально-игровой деятельности.

С музыкальной деятельностью, маленькие воспитанники ассоциируют все самое лучшее и светлое. Дети любят петь, им нравится играть и танцевать. Дать детям то, к чему стремится их душа – наша задача и обязанность.

Работа музыкального руководителя

Музыкальную образовательную деятельность, которую мы, порой, по старинке зовем «музыкальные занятия» осуществляет педагог с музыкально-педагогическим образованием. Художественно-эстетическому воспитанию уделяется огромная часть в образовательной системе, ведь ее значимость в воспитании очень велика. Руководитель работает по программе, соответствующей требованиям ФГОС . ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013, вступил в силу с 1.01. 2014, и именно он регламентирует всю образовательную деятельность в ДОУ .

В процессе своей педагогической деятельности, музыкальный руководитель расширяет свой кругозор, совершенствует педагогические навыки, посещая методические объединения и курсы повышения квалификации. Повышая мастерство, педагог-музыкант повышает свою педагогическую категорию, чему предшествует глубокая работа, научные и творческие поиски, написание авторской методики и составление индивидуальной программы.

Немного о праздниках в детском саду

Календарные, народные и тематические мероприятия в детском саду, мы ласково и привычно именуем «утренники». Именно праздники являются апофеозом совместной работы всех педагогов и специалистов ДОУ . Самые главные гости на празднике – родители. Они с волнением спешат на торжество своих маленьких артистов, ведь это тот самый момент, когда можно оценить не только талант и артистизм своего ребенка, но и работу специалистов и воспитателей. Все это прекрасно понимают, потому и готовиться начинают серьезно и заранее.

Праздник в детском саду – не просто представление для родителей. Это сложное мероприятие, в котором умело сочетаются подготовленные детьми артистические номера, сюжетная сказочная линия, театрализованная постановка с участием героев, игры (часто, подвижные) для детей и их родителей. И как же обойтись без сюрпризного момента – изюминки любого утренника. Именно его так ждут маленькие, но уже большие такие большие артисты.

Читайте также:  Как мне получить упущенную выгоду

Полезные схемы по музыкальной деятельности












Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Музыкальный руководитель ДОУ

_______________________________

  • Турченева Светлана Владимировна
  • Образование средне – специальное. Высшее
  • Диплом Клайпедского университета, 1996г., специальность «дошкольная педагогика и психология»,
  • Высшая квалификационная категория.
  • Стаж педагогической деятельности 39лет.

_______________________________________________

Пономарева Лидия Анатольевна

  • Образование средне – специальное.
  • Диплом Черняховского педагогического училища, 1977 г., по специальности «учитель пения, музыкальный воспитатель».
  • Первая квалификационная категория.
  • Стаж педагогической деятельности 38 лет.

________________________________________________

  • Михайлова Анетта Валерьевна
  • Образование высшее — диплом ЛОГ Университета по специальности педагог-психолог.
  • Образование среднее специальное.
  • Диплом Черняховского педагогического училищапо специализации «Музыкальное воспитание».
  • Курсы повышения квалификации пройдены в 2017 г.:
  • «Актуальные проблемы музыкально-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • в условиях модернизации дошкольного образования».
  • Стаж педагогической работы 23 года.

______________________________

Омарова Светлана Викторовна

  • Образование высшее.
  • Диплом ГОУ ВПО МГОП им.Шолохова, по специальности «учитель музыки», 2006г.
  • Клайпедского университета, 1996г., специальность «дошкольная педагогика и психология»,
  • Первая квалификационная категория.
  • Курсы повышения квалификации пройдены в 2017 г.: «Актуальные проблемы музыкально-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в условиях модернизации дошкольного образования».
  • Стаж педагогической деятельности 12 лет.

___________________________________________

Цели музыкального воспитания в ДОУ

Формирование условий ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в словесном, музыкальном, изобразительном), мира природы; развитие эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства через проекты по музыкальному воспитанию в ДОУ по ФГОС; восприятие фольклора, музыки, художественной литературы; побуждение к сопереживанию литературным персонажам; осуществление самостоятельного творчества детей (изобразительного , конструктивно-модельного, музыкального и др.).

Задачи музыкального воспитания в ДОУ

— знакомство ребенка с прекрасным миром музыки; развитие у дошкольников музыкальной эрудиции и культуры; цветомузыкальное развитие детей в ДОУ; формирование чувства уважения к музыке, как к самостоятельному виду искусства, праздникам и традициям; развитие восприятия, сопереживания музыкальным произведениям и образам, развитие навыка детей — звукового сенсорного и интонационного, где музыка выступает в качестве языка, одного из многих, знакомства детей с миром человека, его эмоций, окружающим миром, миром предметов.

Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, музыкальный руководитель осуществляет в тесном контакте с педагогами ДОУ. Задача музыкального руководителя – не воспитать музыканта, а воспитание гармоничной личности ребенка, приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая интересы личности ребенка, возникающие в процессе обучения и воспитания. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, зная особенности семейного воспитания, может дать характеристику каждому ребенку. На основании полученной информации, музыкальный руководитель корректирует свою работу. Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов ДОУ.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом:

  • Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей.
  • Разъяснение содержания и методов работы по муз. воспитанию детей в каждой возрастной группе.
  • Обсуждение и решение индивидуального подхода к проблемным детям.
  • Обсуждение сценариев и активное участие педагогов в праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях.
  • Нахождение тематических подборок поэтического материала детям.
  • Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, атрибутов.
  • Участие в организации предметно-пространственной музыкально-развивающей среды.

Профессиональное взаимодействие — не просто профессиональное сотрудничество, это совместная деятельность, объединяющая людей вокруг целей, которые усложняются и конкретизируются в процессе развития всего ДОУ.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
С этой целью музыкальный руководитель знакомит родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Читайте также:  Сломался диван из много мебели

Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

2. Мастер-классы, занятия-практикумы.

3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
Родители – полноправные участники– от идеи до воплощения:
— Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
— Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
— Подготовка отдельных номеров;
— Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
— Помощь в оформлении помещения;
— Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

4. Информационно — аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

Он содержит информацию, касающуюся:
— Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
— Значимости музыкального воспитания детей;
— Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
— Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;

5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы : музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Современные информационные технологии начинают занимать свою нишу в пространстве дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня ИКТ позволяет:

  • — Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
  • — В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
    — Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
    — Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
    — Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Омарова С.В .

Работа с детьми включает:
1.Занятия
2.Индивидуальная работа с детьми
3.Проведение утренней гимнастики.
4. участие в комплексных и физкультурных занятиях.
5.Проведение праздников и развлечений.

Работа по обеспечению педагогического процесса включает
1.Планирование.
2.Подбор и систематизация нотного материала.
3.Подбор и систематизация аудио- и видеоматериалов.
4.Изготовление и подбор пособий и атрибутов.
5.Разработка сценариев праздников и развлечений.

Повышение педагогического мастерства.
1.Самообразование.
2.Участие в методических объединениях и семинарах ДОУ.
3.Работа в творческой группе.
4.Участие в городских семинарах.
5.Курсы повышения квалификации.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по ФГОС.

  • Уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях;
  • Использование в музыкальном воспитании в ДОУ по ФГОС форм и методов, соответствующих возрасту детей и их индивидуальным способностям (запрещается искусственно ускорять или замедлять процессы развития детей);
  • Построение образовательного процесса на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированного на возможности и интересы каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Содействие взрослых в доброжелательном отношении воспитанников друг к другу и их взаимодействия в различных видах детской деятельности по ФГОС;
  • Поддержка заинтересованности, инициативности дошколят в специфических для них видах деятельности в рамках музыкального воспитания в ДОУ по ФГОС;
  • Предоставление воспитанникам возможности выбора — материалов, форм активности, участников общей деятельности и общения;
  • Защита детей от любых форм насилия — физического и психологического.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ.

  • Известно, что музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только организованной образовательной деятельностью, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Для него необходимы оригинальность, простота, доступность, а также достаточное количество.
  • В нашем детском саду имеется следующее музыкальное оборудование:
  • — музыкальные инструменты и аппаратура для работы музыкального руководителя;
  • — детские музыкальные инструменты;
  • — музыкальные игрушки;
  • — музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;
  • — мультимедийное оборудование;
  • — оборудование художественно — театральной деятельности;
  • — атрибуты и костюмы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector