Учет игрушек в детском саду

Учет игрушек в детском саду

Требования к материальному обеспечению ДОУ

Деятельность ДОУ организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС № 1155). В нем представлены обязательные требования к дошкольному образованию, в том числе к материально-техническим и финансовым условиям его реализации, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1 ФГОС № 1155).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде заключаются в том, что данная среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к нему или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать их возрастным особенностям, способствовать охране и укреплению их здоровья, учитывать особенности и коррекцию недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2 ФГОС № 1155).

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать (п. 3.3.3ФГОС № 1155):

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Кроме этого, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС № 1155).

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

При этом образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой учреждения).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в ДОУ полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Согласно п. 3.3.5 ФГОС № 1155 образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (включая расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Поскольку все требования предъявляются в рамках ФГОС, учреждение для их исполнения вправе рассчитывать на финансирование за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Однако далеко не все субъекты РФ могут обеспечивать в полной мере такое финансирование, а значит, учреждения должны уже самостоятельно изыскивать средства и способы для исполнения данных требований.

Приведем классификацию игрушек в зависимости от видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной (Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03‑51‑46ин/14-03).

Для игровой деятельности необходимы:

  • сюжетные игры и игрушки;
  • игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
  • игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
  • различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
  • игры с правилами;
  • мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. – на физическую компетенцию;
  • детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т. п. – на умственную компетенцию;
  • настольные игры типа «гусек» и «лото» – на удачу (шансовые).
Читайте также:  Притер бампер и уехал чем грозит

Для познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:

  • пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
  • настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению, – разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
  • материалы для простейшего экспериментирования – металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др. Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

  • мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;
  • набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. – для развития координации и ловкости;
  • различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
  • эспандеры, гимнастические палки и др. – для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

Приведенная классификация может быть полезной при подготовке документации для проведения конкурсных процедур определения поставщиков данных товаров в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет игрушек

На каком счете учитывать игрушки. Прежде чем перейти к описанию вариантов поступления игрового инвентаря в учреждение, рассмотрим вопрос отнесения его к тому или иному виду нефинансовых активов.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, принимаются к учету в качестве основных средств.

Пунктом 99 Инструкции № 157н установлено, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также целый ряд материальных ценностей, поименованных далее. В этом перечне нет игрушек и игрового инвентаря, но это не значит, что они не могут быть учтены в составе материальных запасов.

Окончательное решение о том, к какому виду нефинансовых активов отнести те или иные игрушки и инвентарь, должна принять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Исходя из приведенных определений рассматриваемые нами объекты могут быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам.

На каких же аналитических счетах следует учитывать игрушки, принимаемые к учету в качестве основных средств и материалов?

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В соответствии с ОК 013‑94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (ОКОФ), отдельным объектам, например спортивному инвентарю ДОУ, могут быть присвоены коды ОКОФ:

  • 16 3693550 «Изделия спортивные для учебных заведений и дошкольных учреждений»;
  • 16 3693552 «Оборудование и инвентарь спортивный для дошкольных учреждений»;
  • 16 3693553 «Наборы спортивные детские».

Остальному имуществу присваивается код ОКОФ 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

В составе материалов игрушки следует учитывать на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, игрушки, которые планируется учитывать в составе основных средств, будут приобретаться за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а игрушки, принимаемые в состав материальных запасов, – за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Поступление игрового инвентаря в ДОУ. Способов поступления игрушек в ДОУ несколько:

  • приобретение за плату;
  • поступление от учредителя;
  • поступление от организаций и физических лиц в качестве благотворительных взносов и пожертвований.
Читайте также:  Разрешение на размещение рекламной конструкции

Основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения является приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Форма данного документа утверждена Приказом № 52н и составляется при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств и материальных запасов) в учреждение. Кроме этого, учетной политикой учреждения может быть установлена обязанность составлять акт о приемке-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при приобретении и безвозмездном поступлении таких активов. В обязательном порядке он должен составляться при передаче нефинансовых активов между учреждениями, между учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при закреплении права оперативного управления.

Рассмотрим, какими бухгалтерскими записями отражается поступление игрового инвентаря в учреждение в соответствии с Инструкцией № 183н.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 7
Вопрос: Просим дать разъяснения по отнесению на статьи экономической классификации расходов бюджета (операций сектора государственного управления) расходов детского сада по приобретению: детских игрушек (кукол, машинок, игрушечных колясок, пирамидок, мягких игрушек, матрешек, наборов кубиков), конструкторов напольных (стоимостью 2400 — 5200 руб. за набор), детских массажных дорожек (по цене 1000 — 2500 руб.), детских сюжетно-ролевых игр (стоимостью 8800 — 9420 руб.), комплектов для игры с водой и песком (11 906 руб.), детских игровых координационных дорожек (по цене 1200 — 2500 руб.), дидактических игр, головоломок, мозаик, наглядно-дидактических пособий в картинках, наборов муляжей, настольных игр, манежей, ходунков, ведер, елочных украшений и гирлянд. Для медицинских кабинетов детсадов — термометров ртутных и электронных.
Ответ: В соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" на ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг.
На ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ .
———————————
Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 "О принятии Общероссийского классификатора основных фондов".
Такие же нормы содержатся и в Инструкции N 25н . Для целей бюджетного учета в соответствии с п. 10 Инструкции N 25н основными средствами являются материальные объекты, которые независимо от их стоимости удовлетворяют следующим требованиям:
— используются в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
— находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданы в аренду;
— срок полезного использования этих объектов превышает 12 месяцев.
———————————
Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
Срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы . Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 39 Инструкции N 25н).
———————————
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов.
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 48 Инструкции N 25н).
Перечисленные в вопросе материальные ценности не содержатся в ОКОФ. Таким образом, главным критерием отнесения того или иного предмета из списка будет срок его эксплуатации. То есть материальные ценности со сроком службы свыше 12 месяцев следует учитывать по ст. 310, а менее 12 месяцев — по ст. 340 КОСГУ.
О.Фурагина
Эксперт журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
16.06.2008

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

До какой суммы можно списать сразу игрушки,настольные игры в бюджетных организациях и есть ли нормы списания канцелярских товаров и моющих средств, если да, где можно их найти?

Ответ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Читайте также:  Нотариальное соглашение о разделе имущества супругов стоимость

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Все зависит от того, как вы учитываете игрушки. Если комиссия учреждения приняла решение учитывать их в составе материальных запасов, то их можно списать при выдаче в эксплуатацию.

Нормы расходов могут быть утверждены учредителем. Если игрушки учтены в составе ОС и стоимость каждой не превышает 3 т.руб., то списывайте с баланса при выдаче в эксплуатацию с одновременным отражением на 21 забалансе. Подробнее- здесь.

Выдача хозяйственных материалов на нужды учреждения производится исходя из месячной потребности в них.

Для многих материальных запасов законодательство не устанавливает норм списания, например, не требует нормировать канцтовары. Эти затраты списывают при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены. Учреждение может утвердить нормы расхода канцтоваров рассчитанных исходя из средних фактических расходов за предыдущий год.

Нормы списания материальных запасов устанавливает комиссия учреждения, при этом для разработки норм списания учреждение может воспользоваться типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих или обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздавсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122Н.

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Нужно ли в бухучете включить в состав основных средств игрушки для детских домов или садов. Например, куклы, наборы кукольной мебели, конструкторы и т. п.

Игрушки для детских домов или садов относят как к основным средствам, так и к материальным запасам.

В бухучете главный критерий основного средства – срок полезного использования. Он должен превышать 12 месяцев. Отсюда вывод. Если и остальные критерии соблюдены, то игрушки будут основными средствами.

В Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) нет подходящего кода. Для игрушек срок полезного использования не установлен, поэтому определите его по технической документации производителя. Для игрушек без рекомендаций производителя его устанавливает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Об этом сказано в пунктах 38, 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В состав материальных запасов включите игрушки со сроком полезного использования меньше 12 месяцев. Этот срок установит:

  • производитель в инструкции по эксплуатации;
  • комиссия по поступлению и выбытию НФА.

Такой вывод следует из пунктов 39, 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство)

В учете бюджетных учреждений:

Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство) отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
При внутреннем перемещении МЗ
1. Отражено внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами (со склада для использования) 0.105.ХХ.340 0.105.ХХ.340
При списании МЗ
2. Отражено списание израсходованных материальных запасов, потерь в пределах норм естественной убыли, а также пришедших в негодность предметов мягкого инвентаря 0.401.20.272 0.105.ХХ.440
Передача МЗ для изготовления НФА
3. Отражено списание материальных запасов, переданных для изготовления нефинансовых активов 0.106.ХХ.300 0.105.ХХ.440

XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Если в учетной политике закреплено, что данные расходы формируют себестоимость готовой продукции (работ, услуг), то списывайте их на соответствующий аналитический счет счета 109.00.

Такие правила установлены пунктами 35, 37 Инструкции № 174н.

Пример отражения в бухучете списания материальных запасов при передаче их в подразделение

Бюджетное учреждение «Альфа» закупило на склад электрические лампочки. В июле со склада было передано кладовщику одного из подразделений 100 лампочек (цена – 20 руб. за штуку). Материальные запасы были переданы в подразделение на основании требования-накладной (ф. 0504204). Кладовщик в этом же месяце выдавал лампочки электрику по ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

В учете эти операции были отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1.

Переданы материальные запасы со склада в подразделение на основании требования-накладной (ф. 0504204)

4.105.36.340
субсчет
«Подразделение» 4.105.36.340
субсчет
«Склад» 2000 2.

Списаны материальные запасы на затраты на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector