Штраф за переработку по тахографу грузовых машин

Штраф за переработку по тахографу грузовых машин

Законодатели активно обсуждают возможность появления уголовной ответственности за необеспечение установленного режима труда и отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью или смерть человека.
Проще говоря, это значит, что если водитель по причине переработки уснул или отвлекся из-за усталости и в результате попал ДТП, в котором пострадали люди, то его работодатель понесет уголовную ответственность. Такой фактор, как «переработка» проверяется просто – по показаниям тахографа. Напомним, что с 1 апреля 2014 года почти все транспортные средства, осуществляющие коммерческие грузовые и пассажирские перевозки, должны быть оснащены приборами государственного контроля соблюдения режимов труда и отдыха водителем – тахографами. Более того, эти устройства должны соответствовать требованиям Приказа Минтранса России, а также их необходимо правильно установить в мастерской, допущенной ФБУ «Росавтотранс» к установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, откалибровать и активировать. На сегодня существует 10 моделей тахографов, допущенных к установке: VDO DTCO 3283, Drive 5, Drive Smart, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК (2 модели), ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), EFAS V2 RUS.
В случае, если на транспортном средстве, попавшем в ДТП с пострадавшими, установлен несоответствующий Приказу тахограф или он неправильно откалиброван, неисправен, не опломбирован или вовсе отсутствует, то это предлагается рассматривать как «необеспечение установленного режима труда и отдыха работников». Инициатива ввести уголовную ответственность для должностных лиц рассматривали в конце прошлого года в документе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников)» (regulation.gov.ru/projects#npa=40370). В законопроекте были указаны достаточно серьезные наказания, а именно:

— если это повлекло причинение тяжких последствий здоровью – лишение свободы на срок до 5 лет;

— если это по неосторожности повлекло смерть человека – лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового;

— повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц – лишение свободы на срок от 8 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Уголовная ответственность была предусмотрена не только для юридических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей. Однако в этой редакции законопроект так и не был принят, хотя законодатели не отрицают, что в будущем уголовная ответственность для юрлиц и индивидуальных предпринимателей может все-таки появиться. Валерий Китанин, владелец фирмы по обслуживанию тахографов в Латвии, отмечает, что в Европе ответственность появляется не только в случае ДТП, но гораздо раньше. В случае, если будет выявлено что мастер или водитель использовали устройство для манипуляции данными тахографа, штраф может составить сотни, а то и тысячи евро. «Если же происходит ДТП, то страховые компании проводят очень серьезное расследование, – подчеркивает Валерий. – Они снимают тахограф, опечатывают и отдают его на экспертизу в независимую мастерскую. Особенно страшным нарушением считается несоблюдение режимов труда и отдыха, так как считается, что уставший водитель опасен на дороге и, следовательно, является, потенциальным убийцей».
Что касается уголовной ответственности для должностного лица, то это, по словам Валерия Китанина, труднодоказуемый прецедент. Как правило, виновным признают водителя в нарушении режимов труда и отдыха. Если же известно, что должностное лицо выпустило машину в рейс без тахографа или с неисправным (неоткалиброванным) устройством, то это, безусловно, серьезное нарушение. Но в Европе такое увидишь редко – все автомобили давно оборудованы цифровым тахографом ЕСТР, а отсутствие калибровки (или просрочка) карается высоким штрафом довольно оперативно.

Информация предоставлена: Центр «Движение без опасности»

Дата публикации — 13.12.2018

Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.

Как составить график работы водителей

График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:

  • место и время начала работы;
  • место и время окончания смены;
  • время для отдыха и обеденный перерыв;
  • дни отдыха.
Читайте также:  Комендантский час для подростков в россии

Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.

Способы учета времени работы водителей

Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.

Ежедневный учет

Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.

Суммированный учет

При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.

К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:

  • аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
  • обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
  • технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
  • предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
  • автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.

Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.

Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени

Вид учета рабочего времени

Длительность еженедельного непрерывного отдыха

рабочей смены перед выходным днем

Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя

Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена

14 (13 – перед выходным днем)

15 (14 – перед выходным днем)

35 (считается за отчетный период)

Обязанности водителя

В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:

  • спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
  • подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
  • прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;

  • присутствие в местах проведения посадки-высадки;
  • нахождение в автомобиле без управления им;
  • простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
  • ликвидация неисправностей, возникших в пути;
  • выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
  • другие случаи, регламентированные российским законодательством.
  • Правила разделения рабочего времени водителей автобусов

    Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.

    Сверхурочные работы

    Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:

    • Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
    • Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.

    Режим совместительства для водителей недопустим.

    Время отдыха водителя

    Еженедельный непрерывный отдых

    Количество выходных установлено Статьей 11 ТК РФ:

    • для пятидневной рабочей недели – 2 дня;
    • для шестидневной – 1 день;
    • для суммированного учета – устанавливается индивидуально, основное требование – на каждую полную неделю месяца должен приходиться выходной.

    Обязательный непрерывный отдых, положенный шоферу каждую неделю, равен 42 часам или более. Междусменный отдых в это время не включается. Для вызова на работу шофера в выходной день необходимо его согласие. Обязательно оформление отдельного приказа. Ежегодный отпуск должен продолжаться не менее 18 дней.

    Специальные перерывы

    Специальные перерывы во время смены, ранее предоставлявшиеся только водителям, обслуживающих междугородные маршруты, сейчас предоставляются всем водителям. Первый положен после 4 часов управления без перерыва, следующие – через каждые 2 часа. Если такой спецперерыв совпадает с обеденным временем, то дополнительно он не предоставляется.

    Перерывы для еды и отдыха

    Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.

    Читайте также:  На какой день захоранивают урну с прахом

    Междусменные перерывы

    Междусменный отдых при ежедневной отчетности в два раза превышает период смены. При расчетах обеденный перерыв засчитывается в междусменный отдых. При 7-часовом рабочем дне последующая смена может начаться раньше на 2 часа, по сравнению с предыдущей. При суммированном учете продолжительность отдыха за сутки должна составлять минимум 12 часов. Существуют ситуации, в которых время ежедневного отдыха можно уменьшить:

    • До 9 часов. Такое снижение времени отдыха допускается на городских и пригородных маршрутах, совершаемых на регулярной основе. После второй смены, отработанной в таком режиме, водителю обязаны дать отдых не менее чем на двое суток.
    • До 11 часов. Обычно характерно для междугородных рейсов. Уменьшение времени отдыха до 9 часов допускается, но не более, чем три раза в неделю. На следующей неделе шоферу необходимо предоставить отдых, компенсирующий переработанные часы на прошлой неделе.

    На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части. При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха – 12 часов или более.

    Ограничения по непрерывному управлению

    Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:

    • В течение рабочего дня время вождения – не более 9 часов.
    • При поездках на автобусах длиной более 9,5 м максимальная продолжительность непрерывного вождения – не более 8 часов.
    • При суммированном учете – до 10 часов до двух раз в неделю, при этом общий период управления транспортом за неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.

    У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.

    Виды графиков для водителей автобусов

    Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

    • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
    • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
    • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.

    Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах

    Водитель, преодолевающий большие расстояния, должен полноценно отдыхать, ведь от этого напрямую зависит безопасность на дорогах. Законодательством предусмотрен режим труда и отдыха для водителей, а на ряд транспортных средств положено устанавливать специальные приборы учета — тахографы.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Они имеют криптографическую защиту информации. Нарушителям грозит штраф за переработку по тахографу.

    Какие нормы установлены

    Согласно закону водитель должен выполнять две нормы, касающиеся такого прибора учета, как тахограф:

    • прибор должен соответствовать установленным нормам, не быть блокированным или неисправным;
    • водитель должен строго соблюдать режим работы и отдыха.

    В настоящее время данный прибор должен быть установлен в обязательном порядке на следующий тип транспорта:

    • грузовые авто с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, а также те, что превышают 12 тонн;
    • любые автомобили, которые перевозят опасные грузы;
    • механические транспортные средства, перевозящие пассажиров.

    Стоит заметить, что с 2016 года разрешенными тахографами считаются только те, которые оснащены механизмом криптозащиты (СКЗИ).

    Со временем правила лишь ужесточаются. Поговорим о нормах труда и отдыха водителей. Речь идет о тех водителях, которые работают беспрерывно, например, перевозят пассажиров или грузы, при этом работа не останавливается и ночью.

    Правила таковы:

    • каждый водитель должен работать лишь 9 часов в сутки (дважды в неделю это время можно продлить до 10 часов, но соблюдая недельный график с понедельника по воскресенье);
    • беспрерывное вождение может составлять лишь 4,5 часа, после чего автомобиль должен быть остановлен, чтобы водитель отдохнул 45 минут (это время можно разбить на два перерыва, если так удобно человеку: один в 15, а второй в 30 минут);
    • общее рабочее время не должно превышать 56 часов в неделю;
    • ежедневное время отдыха — 11 часов.
    Читайте также:  Как успокоиться и взять себя в руки

    Для того, чтобы работать беспрерывно, многие компании пользуются услугами двух водителей одновременно. Для них максимальное время управления автомобилем в неделю составит 56 часов, а правила перерыва сохраняются.

    Игнорирование этих правил, неумение работать с тахографом считаются нарушением.

    Что считается правонарушением

    Если еще совсем недавно инспекторы ГИБДД не всегда обращали внимание на тахограф, то сегодня все изменилось. Ужесточение норм привело к тому, что все больше грузовых машин и автобусов оснащаются приборами учетами, и это правильно.

    За порядком на дорогах следят:

    • инспекторы ГИБДД;
    • сотрудники транспортной инспекции, именуемой Ространснадзором.

    Все они в обязательном порядке проходят обучение и умеют снимать показатели тахографа.

    Правонарушения, которые они могут зафиксировать:

    • отсутствие прибора учета;
    • неисправность или его сознательная блокировка;
    • несоответствие прибора установленным нормам (например, использование устаревшей модели без СКЗИ;
    • нарушение норм труда и отдыха.

    Иногда случается так, что водитель не понимает, что входит в рабочее время и подразумевает под ним только вождение. Это распространенное заблуждение.

    Время труда также включает:

    • прохождение медицинского осмотра перед рейсом;
    • осмотр автомобиля перед выездом, замена деталей, устранение неполадок;
    • простой, возникший по вине третьей стороны.

    Все эти нюансы позволят избежать ошибок при эксплуатации тахографа. При принятии водителя на работу работодатель обязан объяснить новичку нормы труда, провести обучение для ведения учета времени, отведенного на труд и отдых.

    К тахографу выдается карта. У инспекторов также имеются такие карты для считывания информации во время проверки. Нужно отметить, что прибор запоминает все карты, а те в свою очередь запоминают коды приборов.

    Какое наказание грозит

    Согласно статистике, в России сложно обстоят дела с учетом графика работы и отдыха водителей. Если оборудование приборами транспортных средств проходит на достойном уровне, то дальше этого продвинуться не удается.

    Государственные надзорные органы видят единственный выход, который заключается в том, чтобы ужесточить штрафы.

    Нарушения норм фиксируются повсеместно, а неисправный тахограф — это распространенная ситуация на посту ГИБДД.

    Поговорим о том, что сегодня грозит водителям за эти и другие нарушения.

    1. Если фиксируется отсутствие тахографа, его неисправность, блокировка и так далее, то есть созданы условия, когда учесть время отдыха и труда невозможно, то выписывается штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей. Для должностных лиц штраф увеличивается до 10 тысяч.
    2. Если инспектор зафиксирует нарушения, связанные с режимом труда и отдыха, также будет наложен штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей.

    Все эти нормы содержаться в пунктах статьи 11.23 КОАП РФ.

    Помимо этого, водители должны знать о том, что данные нормы действуют и на территории зарубежных государств. При осуществлении перевозки грузов или пассажиров, не стоит игнорировать правила.

    Инспектор дополнительно может направить предписание на имя начальника ГИБДД для принятия особых мер воздействия на владельца ТС или водителя.

    Что делать в случае, когда тахограф сломался во время выполнения рейса? По всем правилам дальнейшая эксплуатация автомобиля должна быть прекращена. Вернувшись на базу, водитель должен будет отремонтировать прибор. Делать это положено только специалисту. Тахограф имеет пломбы, срывать которые нельзя.

    Как оплатить

    При фиксировании нарушения инспектор ГИБДД обязательно должен выписать протокол. Штраф, который он озвучит, понадобится оплатить как можно быстрее.

    Сделать это можно несколькими способами:

    • в кассе банка или на почте, распечатав квитанцию;
    • электронным способом через портал «Госуслуги».

    Если штраф не оплатить вовремя, к нему прибавится пеня. При оплате квитанции лично дополнительно придется предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

    При оплате через портал «Госуслуги» доступны следующие способы перечисления денежных средств:

    • пластиковые карты Visa, Master Card, МИР;
    • электронные кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, Киви;
    • мобильные телефоны любого российского оператора.

    Процедура очень проста, но для нее необходимо, чтобы клиент был зарегистрирован на портале.

    Шагов всего три:

      Авторизация в личном кабинете на сайте.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector