Характеризующий материал в уголовном деле

Характеризующий материал в уголовном деле

1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:

1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;

5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

2. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Комментарий к Ст. 73 УПК РФ

1. В теории судебных доказательств совокупность обстоятельств, перечисленных в комментируемой статье, называется предметом доказывания.

2. Доказывание события преступления предполагает полное и всестороннее выяснение всех объективных обстоятельств дела, необходимых для правильной квалификации преступления по признакам объекта и объективной стороны состава преступления.

3. Доказать виновность обвиняемого — это значит установить, что преступление совершено данным лицом при наличии умысла или неосторожности (субъект и субъективная сторона состава преступления). Однако в ряде случаев категория виновности в контексте комментируемой статьи этими элементами не исчерпывается. По некоторым уголовным делам для правильного их разрешения необходимо доказать, что данное лицо обладает признаками так называемого специального субъекта преступления (должностное лицо, материально ответственное лицо, военнослужащий и т.д.). Практика свидетельствует о том, что для правильного разрешения дела необходимо установить цель и мотив преступления независимо от того, имеют ли эти субъективные факторы уголовно-правовое значение квалифицирующих обстоятельств.

4. Под обстоятельствами, характеризующими личность обвиняемого, понимаются: а) формальные (установочные) данные о личности (фамилия, имя, отчество, год рождения и т.д.); б) данные, отражающие его общественное лицо, характеризующие его как члена общества.

5. Доказывание характера и размера вреда, причиненного преступлением, обусловлено, во-первых, тем, что от этого в ряде случаев зависит решение уголовно-правовых вопросов (о квалификации преступления, о мере наказания), а во-вторых, существованием институтов потерпевшего и гражданского иска в уголовном процессе, на основании которых реализуются восстановительные и компенсационные правоотношения. Доказыванию подлежит факт причинения преступлением трех видов вреда: морального (бесчестье, душевные переживания), физического (повреждение здоровья) и имущественного (убытки). Размер последнего в отличие от двух первых видов вреда поддается денежному выражению. Поэтому точная сумма причиненных преступлением убытков является обязательным элементом обвинения по делам об имущественных преступлениях.

6. Подлежащие доказыванию по уголовному делу обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, — категории уголовного права; они перечислены и определены непосредственно в УК. Это: необходимая оборона (статья 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (статья 38), крайняя необходимость (статья 39), физическое или психическое принуждение (статья 40), обоснованный риск (статья 41) и исполнение приказа или распоряжения (статья 42).

7. К подлежащим доказыванию обстоятельствам, смягчающим и отягчающим наказание, относятся обстоятельства, перечисленные в статьях 61 и 63 УК, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Они играют важную роль при разрешении судом вопросов: подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное преступление; какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбыванию; могут ли быть применены санкция ниже низшего предела, условное осуждение или замена уголовного наказания мерами общественного воздействия. Закрепленный в уголовном законе перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, исчерпывающим не является.

8. Подлежащие доказыванию обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания, — также уголовно-правовая категория, содержание которой раскрывается в УК. Это деятельное раскаяние (статья 75), примирение с потерпевшим (статья 76), истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78), амнистия и помилование (статьи 84 — 85), а также замена несовершеннолетнему уголовного наказания принудительными мерами воспитательного воздействия (статья 90).

9. Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, диктуется профилактическими соображениями. Орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны не только выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, по поводу которого ведется уголовное дело, но и принимать предусмотренные законом меры по их устранению. А поскольку в уголовном процессе все основывается на доказательствах, то выявить эти обстоятельства — значит установить их существование по правилам уголовно-процессуального доказывания.

10. Пункт 8 части первой комментируемой статьи относится только к уголовным делам о преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте «а» части первой статьи 104.1 УК, посвященной конфискации имущества. Доказательствами по таким уголовным делам должно быть установлено, что в связи с совершением хотя бы одного из указанных преступлений в наличии существуют:

а) деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступления, входящего в упомянутый перечень, и любые доходы от этого имущества. Такой формулировкой охватывается весь, причем любой, имущественный прирост, образовавшийся в причинно-следственной связи с преступлением, инкриминируемым владельцу имущества, в чем бы оно ни выражалось и где бы ни находилось на момент обнаружения следствием или дознанием; имущественный плюс, которого бы не было, не будь данное преступление совершено (расхожие понятия «незаконное (преступное) обогащение», «нажитое преступным путем»). Во-первых, это имущество, добытое непосредственно в результате преступления (индивидуально определенные деньги, которыми обвиняемый завладел в результате бандитского нападения на инкассаторский автомобиль, кражи, грабежа, разбоя или мошенничества либо получил в виде взятки, угнанная и присвоенная автомашина и т.д.). Во-вторых, это имущество, состоящее с фактом преступления в опосредованной причинно-следственной связи, т.е. приобретенное на средства, добытые в результате преступления (дом, дача, автомашина, купленные на деньги, полученные в виде взятки, наркобизнеса, рэкета и т.п.), — словом, «отмытое», но тоже индивидуально определенное имущество криминального происхождения, доказательственная сущность которого производна, она подобна сущности копии или оттиска следа преступления. «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате преступления…» (статья 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ст. 3418; с послед. изм. и доп.). В-третьих, это прибыль, полученная от эксплуатации в экономическом обороте имущества, полученного в результате преступления;

Читайте также:  Покупка акций юридическим лицом

б) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества. («Финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений» (статья 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ));

в) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому в преступлениях, о которых идет речь в статье 104.1 УК. А из содержания пункта 8 части первой комментируемой статьи явствует, что закрепленная в ней процессуальная норма особо «вкрапливает» сюда еще и имущество, которое использовалось в качестве орудия преступления (в статье 104.1 УК этого нет). Таким имуществом — орудием преступления, по всей вероятности, следует считать, например, деньги, которые использовались для подкупа соответствующего лица в целях облегчения организации и совершения преступления террористической направленности.

11. Согласно статье 104.2 УК, если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета. Данная норма материального права требует, чтобы при расследовании уголовного дела и в суде стороной обвинения было доказано, что совершение преступления, предусмотренного статьей 104.1 УК, принесло обвиняемому определенный прирост в имущественном положении, которое, однако, в настоящее время не имеет индивидуально определенного выражения в имуществе, принадлежащем обвиняемому, и поэтому процессуальный институт вещественных доказательств применен быть не может.

12. Предмет доказывания един на всех стадиях уголовного процесса. Это обстоятельство означает, в частности, что на стадии предварительного расследования ни одно из указанных в статье 73 УПК обстоятельств не может быть отложено до судебного разбирательства. Совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, едина для всех уголовных дел и не зависит от квалификации преступления. Некоторой спецификой в этом отношении обладают лишь уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и об общественно опасных деяниях, совершенных невменяемыми. С учетом особенностей названных субъектов предмет доказывания по этой категории дел несколько варьируется и определен специальными нормами УПК, включенными в разделы об особых производствах.

В Конце практики я подготавливала запросы на характеризующий материал по уголовным делам и материалам проверки.

Сбор подобной информации — дело довольно трудное и в то же время требующее определенных знаний и навыков. В частности, например, чтобы получить справку с места работы или из органа местного самоуправления, необходимо составить и предъявить запрос, который соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того чтобы обобщить все эти документы к уголовному делу, необходимо предъявить ходатайство об обобщении материалов, которое тоже должно быть составлено в соответствии с законодательными требованиями.

Характеризующими материалами обвиняемого являются характеристики с места работы, учебы, места жительства; различные награды, грамоты, наградные листы и т.д.

Это с позиции защиты.

С позиции обвинения характеризующим материалами являются справки из ЗИЦ, ГИЦ и др. информационных служб о наличии или отсутствие судимости, справки из НД и ПНД и т.д.

3. Принципы осуществления правоприменительной деятельности СО по Верхнекамскому району СУ СК Российской Федерации по Кировской области

Принципы деятельности СО по Верхнекамскому району СУ СК Российской Федерации по Кировской области можно определить как совокупность выработанных практикой и содержащихся в правовых нормах правил поведения, сопоставляющих ее с закономерностями развития современного российского общества. Последние по своей природе объективны и существуют независимо от их нормативного закрепления. Однако представленная их систематизация, с одной стороны, повышает их роль и значимость в процессе практического выполнения сотрудниками ведомства своих функций, направленных на решение стоящих перед ним задач. С другой — является гарантом законности деятельности Следственного комитета, определяя пределы должного и допустимого поведения его сотрудников в процессе осуществления ими своих полномочий, состояние защищенности от постороннего вмешательства в их деятельность.

Принципы наряду с целями и задачами Следственного комитета окончательно формируют базовую основу их деятельности, оставаясь неизменными при изменении методов, способов ее осуществления, форм проведения.

Читайте также:  Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе

Базисный характер принципов деятельности подчеркивает и то обстоятельство, что последние не только играют далеко не последнюю роль применительно к отдельно решаемым задачам, но и выступают в качестве основного руководящего момента в процессе доктринальной разработки отдельных норм и институтов, учитываются в процессе принятия ведомственных нормативно-правовых актов, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса сотрудников ведомства как одного из слагаемых системы противодействия преступности.

Таким образом, принципы деятельности Следственного комитета определяют критерии должного поведения его сотрудников в процессе их повседневной деятельности и решении поставленных перед ними задач, законности и обоснованности способов их достижения, применяемых при этом методов и средств, а также направлены на восполнение пробелов правового регулирования всей деятельности в целом.

4. Особенности стадий правоприменения при реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного права

В целях обеспечения неукоснительного исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, оперативного реагирования на сообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, нарушениях законных прав и интересов граждан, решения задач по выявлению, расследованию и раскрытию преступлений, претворения в жизнь принципа гласности и открытости деятельности следственных органов, повышения духовно- нравственного потенциала работников ведомства осуществление Следственным комитетом своей деятельности предполагается во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

Необходимость такого взаимодействия предопределяется постоянной динамикой общественной жизни, усложнением протекающих процессов во всех сферах деятельности (политика, экономика, техника и т.п.) и, как следствие, накоплением достаточного объема информации, обработка которой силами одного ведомства самостоятельно не возможна.

Совместное участие Следственного комитета с другими органами, организациями и частными лицами в решении возложенных на него задач с целью достижения социально-значимого результата оправдано снятием с него несвойственных функций, выполнение которых уводит основополагающие цели на второй план. Во избежание данных тенденций и возникает необходимость постоянной интеграции во внутренние процессы деятельности Следственного комитета со стороны третьих лиц.

Раскрывая содержательную сторону взаимодействия Следственного комитета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами, следует отметить, что оно допускается при условии неуклонного соблюдения принципа недопустимости вмешательства в его деятельность в какой-либо форме со стороны указанных субъектов. Таким образом, можно отметить, что Следственный комитет самостоятельно определяет направления и пределы такого взаимодействия, руководствуясь при этом принципами необходимости, разумности и целесообразности.

При этом в целях защиты государственных интересов, а равно из соображений собственной безопасности порядок и формы такого взаимодействия должны быть определены нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, конкретизированы ведомственными нормативными актами, а в отдельных случаях — согласованными актами федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях может иметь место процедура истребования и получения необходимой информации, в других — делегирование части собственных полномочий в решении отдельных задач, в третьих — получение согласия на выполнение определенных действий. Как видно, круг вопросов, охватываемых категорией «взаимодействие», а равно число участников, способных к их решению, могут быть чрезмерно велики, в силу чего законодатель и прибегает к достаточно пространной редакции рассматриваемой нормы.

В то же время взаимодействие не подразумевает доминирования одних субъектов над другими. Основываясь на принципах взаимности и равенства, взаимодействие Следственного комитета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами должно строиться на выгодных для всех условиях.

5. Виды правоприменительных актов принимаемых в СО по Верхнекамскому району СУ СК Российской Федерации по Кировской области

Правоприменительный акт — это внешнее проявление властного решения, принимаемого компетентным субъектом в результате рассмотрения конкретного дела.

В СО по Верхнекамскому району СУ СК Российской Федерации по Кировской области принимаются например: вспомогательные акты, которые оформляются при установлении фактических обстоятельств дела, во время судебного процесса (например, постановление о возбуждении уголовного дела и др). Вспомогательные правоприменительные акты обеспечивают законное и обоснованное принятие основного решения и всегда предшествуют принятию основного решения.

В зависимости от субъектов, осуществляющих применение: акты, изданные государственными (в том числе и правоохранительными) органами (например, обвинительное заключение следователя).

В зависимости от юридической формы: приказ, постановление, распоряжение и др.

Характеризующие данные, подборка материалов

— ч.1 6 УК наказание должно соответствовать личности виновного

— ч.3 60 УК при наказании учитывается личность виновного

— п. 1 Пленума № 58 характеризующие данные это сведения о личности

— п. 1 Пленума № 58 для наказания учитывается поведение виновного в быту

— п. 2 Пленума № 1 условно по тяжким преступлениям если позволяют характеризующие данные

Состав характеризующих данных

Характеризующие данные — здоровье, семейное положение (п. 1 Пленума № 58)

Влияние на решение суда

Значение характеризующих данных

— личность виновного: этот термин подразумевает то же самое, что и термин "характеризующие данные" (п. 1 Пленума № 58)

Состав характеризующих данных (сведений о личности)

— в п. 1 Пленума № 58 дано пояснение, что относится к характеризующим данным, это пять обстоятельств:

а) поведение в быту (характеристики по месту жительства и работы),

б) здоровье виновного,

в) семейное положение,

г) имущественное положение,

д) иждивенцы виновного.

Читайте также:  Договор между тсж и собственником жилого помещения

Не влияют на процессуальное решение

— характеризующие материалы не оказывают прямого влияния на процессуальное решение.

— то, есть от того, представите ли Вы одну характеристику, или представите 10 или вообще ничего, не зависит например, согласится ли судья применить один из механизмов освобождения от ответственности (например прекращение дела). Процессуальное решение принимается на основании иных факторов. А характеризующие материалы:

а) помогают принять положительное решение, в ситуации когда чаша весов колеблется, то есть как второстепенные убеждающие судью факторы (т.к. он видит, что ему будет чем дополнительно мотивировать свое решение).

б) дают судье дополнительную мотивировку для обоснования позитивного решения (уменьшают вероятность отмены в случае обжалования).

— даже если Вами соблюдены все условия применения судебного штрафа, предусмотренные 76.2 УК — суд не обязан его прекращать, это именно право (но не обязанность суда).

— и никакие характеристики не могут его к этому принудить. И если он принял решение о назначении штрафа и прекращении дела, то отсутствие характеристик ему никак не помешает.

— может создаваться впечатление, что он принял решение под влиянием этих характеризующих материалов, но это не так. Само решение он принимал без них, какого-либо реального влияния на это решение все эти характеристики и справки не оказали.

— но хотя эти материалы они не влияют на принятие судьей решения — они упрощают ему аргументацию в случае положительного решения (в случае положительного решения, судья мотивирует свое решение ссылками на позитивные характеризующие материалы). Вы даете ему "зацепки", освобождаете его от необходимости искать доводы в пользу такого решения. Это совсем не мелочь, если "чаша весов" колеблется, то хорошая подборка характеризующих материалов может поможет склонить мнение суда.

— то есть, если у суда нет жесткой отрицательной позиции — некоторое второстепенное влияние характеризующие материалы все же оказывают, делают более комфортным для суда решение в Вашу пользу.

Не обязательно смягчают наказание

— как ни странно это звучит (для человека, не знакомого с реальной практикой), но характеризующие материалы — не смягчают наказание.

— то есть вся эта пачка документов имеет скорее психологическое успокаивающее действие для подсудимого, чем какое либо реальное значение для наказания. Вы можете представить в дело одну характеристику, а можете представить целую папку — но какого-либо серьезного влияния на размер наказания это не оказывает.

— хотя п. 1 Пленума № 58 и требует учитывать материалы характеризующие личность, но этот учет может свестись к простому упоминанию в приговоре, без реального влияния. Суд просто выполнит требование 307 УПК , обязывающей указывать в приговоре смягчающие обстоятельства.

НЕТ таблицы для расчета влияния конкретных смягчающих обстоятельств

— Вы, при этом не будете иметь никакого представления о том, как именно повлияли эти упомянутые судом материалы. Проще говоря: у Вас нет способа проверить, на сколько месяцев они уменьшили срок, и какой размер наказания был бы, если бы эти материалы отсутствовали.

Могут быть учтены

Иные смягчающие обстоятельства (о которых упомянуто в ч.2 61 УК )

— эту категорию смягчающих обстоятельств суд не обязан учитывать. Он может согласится их учесть но вправе и отказать в этом, так как это право суда, но не обязанность.

— возможность учета характеризующих материалов как смягчающего обстоятельства в п. 1 Пленума № 58 .

Когда прикладывать характеризующие документы

I). Подготовительная часть заседания

Приобщение в подготовительной части

ч.1 271 УПК первый момент в начале задается вопрос о ходатайствах

— в начале процесса, судья спрашивает "есть ли сторон ходатайства ?" Это обязательный элемент подготовительной части судебного заседания ( ч.1 271 УПК ).

— в этот момент лучше ответить так "Ваша честь, имеются ходатайства о приложении дополнительных характеризующих данных они будут представлены суду позднее".

Почему именно так ?

— судья обычно на попытку всучить ему документы в самом начале, говорит "приложите в конце заседания". Он по сути прав (это более логично), в конце судебного следствия изучаются материалы дела и как раз уместно изучение новых (приложенных Вами) доказательств.

— упомянуть о намерении приложить новые документы все же стоит (заранее уведомляем судью об этом, чисто по психологическим причинам это звучит разумно и уместно, судьи обычно удовлетворенно кивают и в конце заседания сами спрашивают "давайте Ваши документы").

II). Завершение судебного следствия

Приобщение в конце судебного следствия

ч.1 291 УПК последний момент в конце судебного следствия, задается вопрос

— в конце судебного следствия, перед прениями судья вновь задаст вопрос "имеются ли у сторон дополнения к судебному следствию? " (требование ч.1 291 УПК ).

— в этот момент мы отвечаем так "да есть, прошу приложить. ".

— не стоит вскакивать со своего места и подходить к судье, чтобы передать документы. Этого делать не положено (хотя прямого запрета подходить к судье в 257 УПК нет, но делать это не принято), судьи иногда реагируют на это крайне неодобрительно (в резкой форме указывая Вам на неправильность такого поведения).

— обратитесь к судье: "Ваша честь, я могу передать документы ?", обычно их передают сначала прокурору, тот их читает и передает судье (или их берет секретарь, судебный пристав).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector