Фгос третьего поколения в школе

Фгос третьего поколения в школе

Первое отличие ФГОС от его предшественников — опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Второе принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

Стандарты второго поколения (государственный образовательный стандарт ГОС) имеют федеральный компонент со строго определенным перечнем дисциплин и их содержанием, который мы в обязательном порядке должен был быть выполнен и региональный компонент, содержание которого образовательное учреждение определяло самостоятельно. Региональный компонент в общей сложности составляет порядка 5% от всей образовательной программы.

Стандарты третьего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) содержат инвариативную часть (то, что обязательно к выполнению) — 70% от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП и вариативную часть (30%) (определяемую ОУ).

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

На основании ГОС разрабатывалась профессиональная образовательная программа (ПОП).

На основании ФГОС разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения (ОПОП).

Если говорить о требованиях, то в стандартах второго поколения были определены требования к минимуму содержания, а ФГОС определяет требования к результатам образования, структуре и условиям реализации ОПОП.

Таким образом, ядром ФГОС являются требования к результатам ОПОП: общие и профессиональные компетенции, т.е. принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является их ориентация на результат обучения.

Но основным принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностной компетености учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия.

Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС:

— образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

К примеру, при модульной технология обучения содержание темы представлено в виде самостоятельных законченных блоках информации, при этом студент работает максимум времени самостоятельно, развивая у себя способности к самоорганизации и самоконтролю. Использование опорного конспекта при изложении содержания темы обеспечивается взаимодействие преподавателя и студента на основе предельного обобщения материала и его последующего «развертывания» — полноценного воспроизведения в сознании студента.

Читайте также:  Как рассчитать инфляцию за несколько лет

Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности студента: полученные обобщенные знания необходимо аргументировано разъяснить. Прием постановки вопросов к тексту и поиск ответов на них (в последующем тексте, путем воспоминания, рассуждения и умозаключения) — активизирует мыслительную активность студента.

Говоря о контрольно-измерительных процедурах, соответствующих требованиям нового ФГОС, необходимо заметить, что согласно этой логике, необходимо диагностировать не только усвоенные студентом знания, умения и навыки, но и уровень сформированности определенной социально-личностной компетенции.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644). Стандарт среднего (полного) общего образования после прохождения процедуры независимой экспертизы и общественного обсуждения рассмотрен на Совете Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам и отправлен на доработку. Сейчас стандарт старшей школы находятся в процессе доработки, а значит – в процессе профессионального и общественного обсуждения. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования. Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.

Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.

Читайте также:  Какую субсидию дают на приобретение жилья

Что такое ФГОС нового поколения?

Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.

Можно выделить три группы таких требований:

  • к результату обучения
  • к способу построения образовательной деятельности
  • к условиям осуществления стандартов

Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.

Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.

Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.

Для этих целей в процессе образования необходимо:

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.
Читайте также:  Акт описи имущества при продаже квартиры образец

Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС:

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ. Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов, где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования. Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector