Фактический и юридический адрес организации

Фактический и юридический адрес организации

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица ("юридический" адрес) и "почтовый" адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий "юридический. ", "почтовый. " и "фактический адрес", в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под "юридическим адресом" подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под "фактическим/почтовым адресом" — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, "по которому осуществляется связь с юридическим лицом". Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, "юридический. " и "фактический/почтовый адрес" организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Читайте также:  Эмансипация несовершеннолетнего гражданина это объявление его

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

У каждого человека есть адрес прописки – тот адрес, по которому он зарегистрирован. Он может не проживать по этому адресу, но фактически он зафиксирован именно по месту прописки. Когда речь идет об организациях, вопрос немного сложнее и многограннее.

Сегодня мы поговорим обо всех адресах, которые могут быть у организаций: юридический, фактический, почтовый. Что это такое, в чем их отличия друг от друга и должны ли совпадать какие-то из этих адресов.

Юридический адрес организации

Юридический адрес – это обязательный атрибут каждой компании, который указывается при регистрации в ЕГРЮЛ и вносится в Устав организации.

Чтобы зарегистрировать компанию, нужно предоставить документы на владение/аренду помещением, адрес которого указывается в качестве юридического. Документы нужно прикрепить к пакету документов, который подается в регистрационный орган.

Нередки случаи, когда компанию регистрируют на адрес проживания руководителя. В этом случае потребуется копия страниц паспорта с указанной пропиской либо нотариально заверенная копия документации о праве владения квартирой по данному адресу.

Регистрация компании на адрес проживания близких родственников в частных случаях возможна, но крайне нежелательна. Во-первых, её могут просто не одобрить, и вы потеряете денежные средства, уплаченные за госпошлину. А во-вторых, данная процедура может повлечь за собой ряд санкций со стороны проверяющих органов, о чем мы поговорим чуть позже.

Читайте также:  Как выплатить ипотеку досрочно

Сменить юридический адрес компании возможно, недавно у меня была подробная статья на эту тему с пошаговой инструкцией для каждого конкретного случая.

Кстати, в ходе проверок ФНС оставляет за собой право проверять достоверность предоставленных данных. Если будут выявлены не соответствия, это может нести крайне негативные последствия.

Фактический адрес организации

Фактический адрес – это адрес непосредственного функционирования фирмы.

Хотя понятие «фактического адреса» законодательно не закреплено, у него сформировано именно такое значение среди всех участников бизнес-процессов.

Фактический адрес организации не фиксируется в официальной документации при регистрации, чем отличается от юридического. Однако если компания работает именно по данному адресу, его должны знать все партнеры для обмена корреспонденцией.

Законодательно предусмотрена смена фактического адреса организации, в этом случае необходимо своевременно уведомить всех партнеров об изменениях, чтобы не допустить утери важных документов.

Почтовый адрес организации

Почтовый адрес – более распространенное понятие. Под этим термином понимается фактическое месторасположение организации.

Именно этот адрес используется для обмена корреспонденцией со всеми партнерами и контрагентами. По сути, фактический и почтовый адреса – это идентичные понятия. Наиболее часто используется именно понятие «почтового адреса», оно более прочно вошло в обиход.

Почтовый адрес от юридического отличается прежде всего тем, что не указан в Уставе и не прикрепляется при регистрации, то же самое справедливо и для фактического адреса организации. Все положения, относящиеся к фактическому адресу, применимы и к почтовому, поскольку это одно и то же.

Чем отличаются юридический адрес от фактического

В нашей стране нередки ситуации, когда юридический адрес отличается от фактического, однако мало кто знает, какие последствия это может за собой повлечь. Их мы рассмотрим чуть ниже, а пока поговорим в каких ситуациях возникают различия между адресами.

Например, Фёдор решил открыть компанию «Василёк» по продаже растений. Начать процедуру открытия он решил с регистрации ИП. Поскольку офис на тот момент еще не был арендован, при регистрации он указал свой личный адрес прописки. В дальнейшем, после открытия розничной точки у него появился фактический адрес, по которому и располагался магазин. Именно этот адрес Фёдор и его сотрудники указывали для обмена документацией и т.д.

Чем отличается юридический адрес от почтового

Как было сказано выше, зачастую люди думают, что между фактическим и почтовым адресами есть существенные различия. На самом деле, это не так. Понятия «фактический» и «почтовый» адреса абсолютно идентичны и несут одинаковое значение.

Все положения, приведенные в предыдущем подпункте о юридическом и фактическом адресах применимы и для почтового адреса.

Отличие юридического адреса от фактического для ИП

Очень часто именно у ИП отличается юридический адрес от фактического, чем это вызвано мы рассмотрели в примере выше. Возможно, индивидуальные предприниматели думают, что закон менее строг для них. Но это не так.

Процедура проверок для ИП не менее серьезная, чем для ООО. ФНС и все остальные проверяющие органы относятся к ИП иногда даже с большим недоверием, поскольку именно в этой форме регистрации более распространены нарушения.

Последствия и санкции за несовпадение адресов

Как было сказано выше, разница между фактическим и юридическим адресами крайне нежелательна и влечет за собой ряд негативных последствий.

Отказ банка в обслуживании. По закону банки должны определять лиц, которые ведутся у них на обслуживании. То есть банковские сотрудники устанавливают фактическое местонахождение организации. При выявлении несоответствий между указанным (юридическим) и фактическим адресами банк имеет право отказать в обслуживании.

Ликвидация предприятия. Если реальное местонахождение организации не совпадает с указанным при регистрации, уполномоченный орган может подать требование в арбитражный суд с ликвидировать предприятие. Предварительно директору и учредителям отправляются письма с требованием в указанные сроки предоставить достоверную информацию о местонахождении организации.

Признание фактического адреса филиалом. По ст.11 НК РФ адрес фактического местоположения может быть признан филиалом. Организации должны сообщать об открытии своих подразделений не позднее, чем через 1 месяц после начала работы. В этом случае организации придется выплатить штраф в размере 10% от оборотаю

Таким образом, я рекомендую сделать все для того, чтобы юридический и фактический (почтовый) адреса организации совпадали, во избежание санкций со стороны проверяющих органов.

Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме! Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:

Попробуй бесплатно CRM для управления франчайзинговой сетью BuroBase — все в одном месте:

  • управляй своими франчайзи;
  • обучай команду внутри площадки;
  • планируй мероприятия;
  • следи за оплатой роялти.

Попробовать бесплатно

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Ип продает имущество используемое в предпринимательской деятельности

Ответственность

Дисквалификация

Иски о ликвидации юридического лица

Фабула дела

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Ответственность

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

Выводы

1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector