Что такое народ краткое определение

Что такое народ краткое определение

Найдено 7 определений термина Народ

НАРОД

(в этническом смысле), см. Этническая группа.

Народ

все население одной страны (реже — часть населения, однородная по национальному составу).

Народ

субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.

НАРОД

все население определенной страны; народные массы, в отличие от властных структур и господствующих слоев общества.

НАРОД

группа членов партии эсеров, сторонников сотрудничества с большевиками. Оформилась в начале 1919, с осени 1919 — "Меньшинство партии эсеров". Издавала журнал "Объединение" (май 1919) и газету "Народ" (август 1919 — декабрь 1921). Находилась под контролем ВЧК. Осенью 1921 фактически распалась.

народ

сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мф 6.24). До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2.51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мф 12.48-50, ср. Ос 1-2). Об этом различии и отделении (Чис 23.9; Пс 44.11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мф 10.36-39; 2Тим 3.12). (См. также земля, мужчина)

НАРОД

1) Широкое понятие, применяющееся к различным стадиям исторически складывающихся этнич. общностей людей. Н. называют племя, народность, нацию. 2) Население страны, гос-ва. 3) Народные массы — непосредств. производители материальных ценностей, трудящиеся; в антагонистич. обществах это — эксплуатируемые классы, в социалистич. обществе — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие Н. включают наряду с трудящимися все другие обществ. слои, к-рые в каждое данное время по своему объективному положению способны участвовать в решении задач общественного развития.

Созидательная, движущая роль народных масс в жизни общества двояка. Их трудом создаются все материальные блага — все средства произ-ва, их трудом создаются и многие духовные ценности общества. Народное творчество оказало огромное воздействие на искусство. Производственный опыт масс влияет на развитие науки и техники. Но в антагонистич. обществе прямые творческие возможности народа скованы и подавлены. Клас. борьба в ее разнообразнейших формах и проявлениях — экономических, социальных, идейных, политических — служит второй стороной действенной историч. роли народных масс в антагонистич. обществе. При социализме второй стороной роли народных масс является их непосредственное участие в руководстве жизнью общества, в гос., хоз. и культурном строительстве.

Дворянская и бурж. историография не могла не только решить вопроса о роли народных масс в истории, но даже и поставить его. В глазах дворянской историографии единственной движущей силой истории были руководящие гос., воен. и церковные деятели. Трудящиеся рассматривались как носители теневой, даже отрицательной стороны жизни. Гегель еще находил это представление самоочевидным, но обнаружил глубочайшую диалектику в том, что движение истории создается при этом не ее "хорошей стороной" — аристократией, а "дурной стороной" — темной и ропщущей крестьянской массой. Гегель поднимал эту концепцию до уровня общеэтич. закона: импульс морального движения исходит не от добра, а от зла, как неспокойного начала. Далекие от этой диалектики франц. бурж. историки эпохи Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо и др. в сущности лишь расширили и сместили немного вниз традиционное представление о силе, творящей историю: на место королей, дворянства, аристократии они поставили "средний класс", т. е. буржуазию; народным массам по-прежнему была отведена пассивная, исполнительная роль в историч. процессах и событиях. Реакционная школа историч. романтизма, в противоположность Гегелю, усматривала в народных массах любезное ей неподвижное, консервирующее начало в истории; народу была приписана роль воплощения нац. духа, хранителя историч. традиций, не изменяющихся в своей основе на протяжении веков. Этому взгляду противостоит (хотя кое в чем и сходен с ним) взгляд на народные массы в народническо-демократич. историографии. Ее крупнейшим представителем на Западе был Ж. Мишле, сделавший народ центральным понятием своих историч. концепций. Народные массы в изображении Мишле идеализированы, они всегда, при наличии благоприятных условий, выступают носителями справедливости и добра и, в сущности, не развиваются с ходом истории. Народолюбие Мишле чуждо пониманию объективных закономерностей истории, понятию классов. Но он интуитивно схватил и талантливо изобразил стихийную революционность народных масс, пылко разгорающуюся в такие переломные моменты, как Великая франц. революция 18 в. Аналогичны и взгляды на народные массы русских революц. народников 60-70-х гг. 19 в. В позднем либер. народничестве, у Н. К. Михайловского, это революционное идеалистич. "народо- поклонничество" сменяется "героепоклонничеством" — противопоставлением активных критически мыслящих личностей инертной и косной толпе.

С того времени как К. Маркс и Ф. Энгельс заменили бурж. теорию клас. борьбы, сводившую последнюю к борьбе между буржуазией и дворянством, единственно научной теорией, роль народных масс впервые выступила в полном и ясном освещении. Главным водоразделом клас. борьбы в истории оказалась борьба эксплуатируемых классов против классов эксплуататорских. Непосредственную причину клас. борьбы в истории Маркс открыл в факте присвоения одними, а именно собственниками средств произ-ва, прибавочного труда и продукта других. Маркс показал, что клас. борьба в своей основе всегда была борьбой трудящихся против господ, а уж борьба между равными видами господ опиралась на нее; при этом Маркс отмечал, что история знает и такие периоды, когда те или иные эксплуататорские классы или их части выступали совместно с трудящимися классами в общем действии, как, например, буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций; однако этот клас. союз всегда таил в себе антагонистич. противоречия, приобретавшие нередко значит. остроту. Марксистская историография изучение любых классовых блоков и союзов в истории начинает с анализа интересов каждого из классов. Выразителями этих интересов часто являются политич. группировки, партии, а также возглавляющие их историч. личности. Признавая значит. роль выдающихся личностей в истории, марксистская историография исходит из того, что личности не могут творить историю по своему произволу, что историч. значение политич. деятелей определяется тем, в какой мере они отражают потребности историч. развития и, следовательно, потребности и интересы классов и масс.

Читайте также:  Должны ли менять батареи бесплатно

В бурж. историографии эпохи заката капитализма и особенно эпохи общего кризиса капитализма (Ф. Ницше, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет, К. Ясперс и др.) продолжает господствовать представление о народе, как о толпе, способной лишь слепо повиноваться "героям", "высшим существам", "элите", или как о необузданной массе, активность к-рой должна подавляться разумными и просвещенными людьми.

Народные массы обеспечивают прогрессивное развитие общества. Высшего подъема борьба масс достигает во время революций. История человеч. общества свидетельствует, что во всех великих революциях прошлого нар. массы были главной движущей силой, даже если плоды революции в конце концов доставались не им. "Революции — праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса. " (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93). Сопротивляясь эксплуатации, народные массы вызывают тем самым многообразные формы отпора и обуздания, а отчасти также уступок и реформ со стороны господствующего класса. Таким образом, изменения в гос-ве и праве, церкви и религии, господствующей культуре и морали в конечном счете зависят от того, какие конкретные формы в данный момент принимает сопротивление нар. масс эксплуатации и угнетению. В ходе борьбы нар. масс против эксплуататоров складываются различные формы их сплочения и организации, их социального сознания и демократич. культуры. При этом эксплуататорские классы (напр., буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций), создавая свою идеологию и политич. орг-цию, нередко заимствуют у трудящихся низов нек-рые стихийно рождавшиеся формы оппозиции; выступая тем самым в качестве представителей народа и защитников его интересов, они постепенно выявляют, однако, антинародное содержание своей политики. Таким путем в антагонистич. обществе народные массы своей борьбой против эксплуататоров оказывают влияние на движение господствующей цивилизации.

Марксистско-ленинская социология исто- рична; соответственно характеристика роли народных масс в истории неразрывно связана с положением о прогрессивном возрастании роли народных масс при переходе от одной формации к следующей — одним из самых глубоких, по определению Ленина, положений марксизма, являющимся в то же время самым простым и понятным. Ленин писал: ". Чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует. " (там же, т. 31, с. 467). В древности основной трудящийся класс — рабы, имел наименьшие возможности для действий сплоченными крупными массами; он не мог иметь необходимой для этого организованности и сознательности. Соответственно глубина и размах воздействия народных масс на развитие древней истории были наименьшими, само развитие было наиболее медленным. С падением рабовладельч. строя новый способ произ-ва открыл гораздо больше возможностей не только для инициативы трудящихся в их хозяйствах, но и для проявления их клас. антагонизма к феодалам. Здесь, в феод. обществе, массовость народных движений и их действенность неизмеримо выше, чем при рабстве, но неизмеримо ниже, чем при капитализме. Народные массы — гл. сила бурж. революций, открывших новую историч. эпоху — эпоху капитализма. С ликвидацией феодализма, при капиталистич. способе произ-ва, объективные возможности клас. борьбы трудящихся грандиозно возрастают. Пролетариат создает партии, профсоюзы и другие орг-ции; вооруженный передовой научной теорией, пролетариат совершает во главе всех трудящихся величайшее историческое действие — социалистич. революцию. Окт. революция оказала могучее влияние на нар. массы всего мира, содействуя дальнейшему росту их революционной активности. Образование мировой системы социализма и распад колон. системы империализма — прямой результат их усилий.

С концом антагонистических формаций полностью раскрывается, как подтверждает историч. опыт, марксистское положение о возрастании роли народных масс в истории. Только при социализме к активной общественной деятельности, устремленной к единой цели, привлекается многомиллионная масса трудящихся. "Живое творчество масс, — указывал Ленин, — вот основной фактор новой общественности. Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно- бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 26, с. 254-55). Через гос., партийные, профсоюзные органы трудящиеся принимают прямое и непосредственное участие в сознательном и плановом развитии своей страны. Всеобщее социалистическое соревнование, массовая учеба, массовое изобретательство, массовый контроль, широчайшее вовлечение трудящихся в творчество культуры, все это — проявления качественно новой роли народных масс в жизни и развитии общества по сравнению со всей предшествовавшей мировой историей. Построение социализма и переход к развернутому строительству коммунизма в СССР, строительство развитого социалистич. общества в ряде других стран социалистич. системы, будучи результатом творческого труда народных масс, создают необходимые условия для дальнейшего повышения их роли в общественной жизни.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Очередные задачи советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Мавродин В., Осн. этапы этнич. развития рус. народа, "ВИ", 1950, No 4, с. 62 (об употреблении термина Н. как этнич. общности); Бутенко А. П., О содержании понятия "народ", там же, 1955, No 4; его же, Народ как социологич. категория, "ВФ", 1957, No 1; Горохов А. В., Учение В. И. Ленина о народе как социологич. категории, в кн.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960; Францев Ю. П., Роль народных масс в историческом процессе, "Коммунист", 1964, No 18; Поршнев Б. Ф., Феодализм и нар. массы, М., 1964, ч. 2, гл. 1.

Читайте также:  Уборку на территории образовательного учреждения проводят

Найдено 9 определений термина НАРОД

Народ

субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны.

НАРОД

англ. people; нем. Volk. 1. Население страны, государства. 2. Связанная одинаковым происхождением и языком культ.-истор. общность людей.

НАРОД

1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу. 2. То же, что и этнос.

Народ

народные массы, включающие на различных этапах истории те классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

Народ

1. В социально-политическом и историческом планах — население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу. 2. В лингвокультурном плане то же, что этнос, обозначение вида этнической общности.

См. также: Население, Нация, Этнос

Народ

общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Один народ может включать несколько этносов и хозяйственно-культурных типов.

НАРОД

большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания: простая толпа (напр., "на улице много народа") и жители целого гос-ва (напр., "индийский народ"). В науке термин "народ" употребляется в двух основных значениях: 1) в соц.-политич. смысле — слои и классы об-ва, к-рые на данном историч. этапе участвуют так или иначе в решении задач обществ. развития; 2) в этнич. смысле — для обозначения всех исторически сложившихся типов этнич. общностей: племен, народностей и наций (напр., папуасские народы, украинский народ), т. е. в значении этноса (см.). В.И. Козлов.

НАРOД

НАРOД, в широком смысле большая группа людей, связанных прежде всего местом своего происхождения или проживания; все нас. определ. страны. В науке употребляется в двух осн. значениях: 1) в социально-политич. смысле — слои и классы общества, к-рые участвуют в прогрессивном историч. развитии; в антагонистич. формациях в определение ´Н.´ входят эксплуатируемые классы, при социализме термин ´Н.´ охватывает все социальные группы общества (напр., советский народ). 2) В этнич. смысле — обозначение всех видов этнич. общностей, т. е. в значении этноса. В рус. яз. до 19 в., когда не было понятия ´народонаселение´, термин ´Н.´ употреблялся в этом значении.

НАРОД

(англ — people, нем. — Volk) — термин, служащий в русском языке в широком смысле для обозначения большой группы людей, связанных гл. образом местом своего рождения и/или пребывания: от простой толпы (напр., в выражении "на улице много народа") до жителей целого государства (напр., "индийский народ"). В советской науке термин Н. употреблялся в двух основных понятиях: 1) в философско-политическом смысле — для обозначения тех слоев и классов общества, которые на данном историческом этапе участвуют так или иначе в решении задач прогрессивного развития. "Употребляя слово "народ", Маркс не затушевывал этим различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию" (В.И.Ленин, ПСС, т.II, с.124). В антагонистических формациях в политическое понятие Н. обычно включались лишь трудящиеся массы, противостоящие господствующим эксплуататорским классам; при социализме оно охватывало все группы общества. В 70-х гг. термин Н. стал использоваться в СССР и для понятия "советского народа" (см.) как особой исторически сложившейся многонациональной политико-экономической и идейно-культурной общности всех советских людей. В конце 1980-х гг. это понятие вышло из употребления, но в начале 1990-х гг. гл.обр. усилиями правоведов стало внедряться аналогичное понятие "многонационального российского народа". 2) В этническом смысле — для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей — племен, народностей и наций (напр., "папуасские народы", "украинский народ" и т.п.). В этом смысле термин Н. по существу совпадает с термином этнос (см.) и все чаще из-за своего многозначия заменяется им.

ЛИТ.: Бутенко А.П. Народ как социологическая категория // Вопросы философии, 1957, N 1.

Значение слова Народ по Ефремовой:
Народ — 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны.
2. То же, что: нация, национальность, народность.
3. Основная часть трудящегося населения страны.
4. То же, что: люди (1*) (обычно много людей).

Читайте также:  Как должны по закону рассчитать коммунальные услуги

Значение слова Народ по Ожегову:
Народ — Люди, группа людей Народ Люди, группа людей Народ Население государства, жители страны Народ Население государства, жители страны Народ О нации, национальности, народности Народ О нации, национальности, народности Народ Основная трудовая масса населения страны Народ Основная трудовая масса населения страны

Народ в Энциклопедическом словаре:
Народ — все население определенной страны. 2) Различные формыисторических общностей (племя, народность, нация).

Значение слова Народ по словарю Даля:
Народ
м. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сослов

Значение слова Народ по словарю Брокгауза и Ефрона:
Народ — ежедневная политическая и литературная бесцензурная газета; выходит в СПб. с 1 декабря 1896 г. Издатель — А. П. Мальшинский, редактор — Н. Я. Стечкин. В статьях газеты проводится взгляд, что истинное просвещение русского народа возможно лишь под охраной народолюбивой самодержавной власти, при полной самодеятельности всех общественных сил. Особенно много места "Н." дает вопросам экономической жизни.

Определение слова «Народ» по БСЭ:
Народ — 1) в широком смысле слова — всё население определённой страны. 2) В историческом материализме — Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. Н. — подлинный субъект истории; его деятельность создаёт преемственность в постулативном развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм-ленинизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль Н. в общественном развитии, приписывая её выдающимся личностям (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
Марксизм-ленинизм впервые вскрыл социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население»
и «Н.» не различаются. В антагонистических формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакционную политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов при социализме понятие «Н.»
охватывает все социальные группы общества.
Марксизм-ленинизм выясняет объективное различие в положении отдельных классов, слоев и групп населения и на основе учёта их классовых интересов приходит к выводу о составе Н. На всех ступенях общественного развития основой Н., его большинством являются трудящиеся массы — главная производительная сила общества. В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными и даже с противоположными интересами. К Н. принадлежит, например, буржуазия, боровшаяся против феодализма в буржуазных революциях, буржуазия, участвующая в национально-освободительной борьбе против империализма и колониализма.
«Употребляя слово: „народ", — писал В. И. Ленин, — Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, т. 11, с. 124).
Марксизм-ленинизм отличает революционный Н., сплочённый идейно и организационно и способный вести борьбу за решение назревших задач общественного прогресса, от тех масс, которые по своему положению заинтересованы в социальных преобразованиях, но не принимают участия в активной политической борьбе. В политическом пробуждении и организации Н. главную роль играет его авангард, передовой класс, возглавляемый партией.
«Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов. » (там же, т. 24, с. 66).
Конкретно-исторический подход к Н. позволяет коммунистическим партиям проводить гибкую политику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды народного движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, интеллигенцию и при определённых условиях и отдельные слои др. классов, блокироваться с другими общественными организациями, союзами, объединениями, в том числе и с буржуазными партиями, позволяет выковывать широкий народный фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социализм.
Опора на Н., изучение его опыта, запросов и устремлений — характерная особенность деятельности коммунистической партии. «. Мы можем управлять, — писал Ленин, — только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 45, с. 112). Коммунистическая партия является коллективным вождём Н., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитательной работой рост сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистической партии направлены на широчайшее вовлечение Н. в историческое творчество. Развитие общества подготавливает материальные и духовные предпосылки для всё более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового общественного строя. Созидательная деятельность и активность Н. является решающим фактором в строительстве социализма и коммунизма.
В области теории правильное понимание содержания понятия «Н.» позволяет раскрыть закономерности деятельности Н. в отдельных общественно-экономических формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть специфику народных движений в этих формациях на разных этапах и в разных странах, показать качественно новое содержание понятия Н. в период пролетарской революции и строительства социализма, роль народных масс в период строительства коммунизма. 3) Термин, употребляемый для обозначения различных форм этнических общностей (племя, народность, нация).
В условиях развитого социалистического общества в СССР сложилась новая историческая общность — Советский народ.
А. П. Бутенко.

Наровчатов Народ Народец

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector