Что делает помощник прокурора

Что делает помощник прокурора

Деятельность прокуратуры отличается своей многогранностью, поэтому важно, чтобы надзор был активным и принципиальным при участии ответственных должностных лиц. Помощник прокурора хоть и не является центральной должностью, но тоже имеет свою специфику. И тем, кто планирует работать в данной сфере, стоит знать основные обязанности и требования, связанные с этой профессией.

Кто такой помощник прокурора?

Согласно положению ст.54 закона о прокуратуре России, который упоминает о наличии компетенции прокуроров различных уровней, в том числе и должностей старшего и обычного помощников (ст. 40.1).

Все сотрудники упомянутого уровня обедняются в специальные группы, деятельность которых контролирует заместитель прокурора.

Помощниками прокурора смогут быть граждане РФ, имеющие высшее профильное образование, полученное в учреждении с государственной аккредитацией, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.

Даже если рассматриваемое лицо может исполнять возлагаемые на них служебные обязанности, стоит соответствовать следующим требованиям:

  • являться гражданином России;
  • быть дееспособным и не иметь судебных ограничений;
  • иметь право занимать государственные должности;
  • не иметь судимость (независимо от сроков дела);
  • не иметь заболеваний, которые препятствуют исполнению работы;
  • не состоять в близком родстве с другими сотрудниками учреждения;
  • согласиться на прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне.

Все работники, включая особ, состоящих в резерве будущих кандидатов для поступления на рассматриваемую службу в органы прокуратуры на должности помощников и старших помощников прокуроров, должны совпадать предъявляемым требованиям.

Обязанности работника

Обязанности помощника прокурора нигде чётко не прописаны, в отличие от полномочий прокурора. Но к ним также предъявляются особые требования, отмеченные в гл. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» (касательно прав обвинителей) и в Гражданско-процессуальном кодексе (определены границы компетенции при вступлении в гражданский процесс).

Обычно обязанности помощника прокурора сводятся к бумажной работе, вроде подготовки исков в суд, печать и отправка документов в арбитраж, консультации и прочая помощь гражданам, которые обратились с жалобой, а также проверка дел на коррупционную составляющую. Поэтому человек на данной должности непременно должен:

  1. знать законы РФ;
  2. обладать высоким уровнем интеллекта;
  3. иметь ярко выраженные качества лидера;
  4. уметь быстро анализировать информацию и делать выводы;
  5. быть устойчивым к стрессовым ситуациям;
  6. быть коммуникабельным и вежливым;
  7. сохранять независимость, неподкупность и принципиальность.

Самой важной обязанностью помощника является подготовка процессуальных актов, контроль за которыми осуществляет непосредственно прокурор. Но в перечень его работы не входят обязанности самого начальника. Если прокурор отсутствует по уважительной причине, то его заместитель имеет право частично исполнять работу своего работодателя: например, выступать в суде и принимать решения насчёт конкретного дела.

Какие имеет полномочия?

Чтобы определить круг в границах рассматриваемой должности, необходимо уточнить процессуальные функции, которые законодательство возлагает на вышестоящих по отношению к нему прокуроров.

В некоторых ситуациях процессуальные действия и решения он имеет право принимать самостоятельно. Так, осуществляя надзор за выполнением законов органами дознания, помощник прокурора может:

  • возбуждать дела о преступлениях, которые входят в определение ч.1 ст.25 и ч.2 ст.27;
  • требовать от органов материалы дознания и предварительного следствия для проверки;
  • ежемесячно контролировать выполнение требований закона насчёт приёма заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся правонарушениях;
  • выдавать письменные указания о раскрытии преступлений, производстве отдельных следственных действий
  • или розыске подозреваемых лиц;
  • участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в отдельных случаях лично производить следственные действия или расследование;
  • отказывать в возбуждении уголовных дел;
  • давать официальные заключения по вопросам, которые относятся к компетенции прокурора или его первого заместителя;
  • отзывать незаконные и неаргументированные постановления о прекращении или приостановлении дел органами дознания;
  • рассматривать по распоряжению прокурора обращения граждан, на основе которых лично давать разъяснения с разъяснениями об удовлетворении или отклонении его требований.

Остальные полномочия помощника прокурора (согласно ст.211 УПК), необходимо определять в индивидуальном порядке, с учётом современного законодательства РФ и приказов генерального прокурора.

Каким образом можно стать заместителем?

Должность помощников прокурора по закону могут занимать только лица, которые имеют высшее юридическое образование и обладают специальными личными качествами для исполнения обязанностей упомянутой профессии. Лишь диплом юриста, стремление сотрудника и положительные рекомендации при подаче бумаг в отдел кадров, позволит получить желаемую должность.

Для начала (даже во время стажировки в университете) можно остановиться на более лёгкой должности следователя, а потом постепенно продвигаться вверх по карьерной лестнице, зарекомендовав себя как трудолюбивого сотрудника. Учитывая особые условия работы в органах, данным работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, эрудиция, инициатива, настойчивость и общительность.

Читайте также:  Лицензия на изготовление ножей

В целях формирования профессионального состава, приказом № 378 утверждена единая квалификационная характеристика касательно должности помощника прокурора. Для соответствия требованиям рассматриваемой должности, стоит уделять особое внимание развитию основных моральных и деловых качеств, совершенствованию имеющихся знаний, умений и непрерывно приобретать новые навыки в профессиональной деятельности.

Для быстрого продвижения по службе стоит с первых дней зарекомендовать себя с положительной стороны, быть подкованным не только теоретически, но и иметь соответствующий опыт в практической сфере.

Сколько получает сотрудник?

Сейчас зарплата у помощника прокурора в РФ колеблется в границах от 20 до 50 тыс. руб. в месяц, в зависимости от структуры, где человек трудоустроен, от региона, квалификации, стажа, личных заслуг и достижений сотрудника.

Лица, которые не прошли аттестацию, могут рассчитывать на более низкую ставку: не более 18 –20 тыс. руб. в месяц.

Расчёт происходит на базе 30 % оклада прокурора, подчиненным которого данный служащий и является (с учётом ставки от 1 у обычного помощника и до 2,5- 4, если он числится в штате как старший). Но доход работников прокуратуры не состоит из одного только оклада. Периодические доплаты тоже составляют значительную часть заработка, поскольку включают в себя:

  1. поощрительные премии;
  2. выплаты за классность;
  3. надбавка за научную степень;
  4. бонусы за особые заслуги;
  5. доплата за работу с секретными данными.

Итоговая сумма доплат и поощрений может увеличить стандартный уровень зарплаты в несколько раз. Поэтому только от усердия и личных качеств конкретного человека зависит то, как быстро он получит эту должность (и получит ли её вообще) и сколько будет получать за свой труд. Но стоит осознавать, что специфика данной специализации в любом случае подразумевает большую ответственность и непрерывный профессиональный рост от будущего кандидата.

Прокурор — это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны. И всё это — от имени государства.

Прокурор (от лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением законности практически во всех сферах жизни страны. И всё это — от имени государства. Профессия подходит тем, кого интересует право и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

В работе прокурора, как и всей прокуратуры, есть две стороны. Во-первых, прокуратора – это часть состязательной судебной системы. Если адвокат отстаивает права обвиняемого, то прокурор находится на стороне обвинения. Во-вторых, прокуратура — это надзорно-следственный аппарат.

Государственный обвинитель. Если кого-то обвиняют в уголовном преступлении, именно прокурор отвечает за изложение доказательств вины на суде.

Когда следователь завершает расследование уголовного дела, он составляет обвинительное заключение, где описывает свои выводы и приводит доказательства. После этого дело рассматривает прокурор. Если прокурор почему-то не согласен с результатами следствия (например, считает доказательства неубедительными), он возвращает дело на дополнительное расследование. Но если прокурора все доводы и выводы устраивают, он утверждает обвинительное заключение и отправляет дело в суд. В этом случае он должен быть готов отстаивать обвинение в суде.

Во время судебных заседаний прокурор состязается с адвокатом обвиняемого. Он должен так изложить дело, чтобы степень вины не вызывала сомнений у судьи и присяжных. В Российском законодательстве действует презумпция невиновности, т.е. сомнение в виновности должно трактоваться в пользу обвиняемого. Это значит, что для успеха недостаточно прокурору надеть мундир и насупить брови – нужны улики, логичные умозаключения, надёжные показания свидетелей. Если прокурора не устраивает решение суда, он имеет право его опротестовать.

Надзор. Главное направление работы российской прокуратуры – прокурорский надзор за соблюдением законодательства страны, гражданских прав и свобод. Прокуроры рассматривают обращения граждан, при необходимости возбуждают уголовные или административные дела, следят за работой находящихся в их подчинении следственных органов, за работой так называемых исправительных учреждений.

Контролируют соблюдение законов министерствами и ведомствами, парламентом, исполнительной властью, должностными лицами и пр. Для этого они оценивают издаваемые постановления и акты. Если прокурор видит, что закон нарушен, он принимает меры прокурорского реагирования – так называют прокурорский протест, представление и предостережение.
Прокурор имеет право самостоятельно обратиться в суд, если считает, что нарушены права человека или интересы государства.
Кроме того, прокуроры участвуют в законотворческой деятельности.

Читайте также:  Как купить товар из другого города

ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Порсев Андрей Геннадьевич

студент, кафедра уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности, ЮИ ТГУ, г. Томск

Лонь Сергей Леонтьевич

научный руководитель, канд. юрид. наук, доценткафедры уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельностиЮИ ТГУ, г. Томск

В связи с введением нового УПК РФ в правоприменительной практике возникла проблема установления правового статуса помощника прокурора, а в частности, его компетенции на стадии досудебного и судебного разбирательства.

Причиной дискуссии стала формулировка ч. 5 ст. 37 УПК, которая предусматривает, что полномочия прокурора как участника уголовного процесса осуществляются исключительно прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В результате в литературе сформировалось 3 позиции относительно возможности помощника прокурора участвовать самостоятельно в уголовном процессе:

1.Помощник прокурора относится к категории «приравненных прокуроров», в результате он имеет полное право участвовать в уголовном процессе [9, c. 31];

2.Помощник прокурора не вправе принимать участие в уголовно процессе ни на досудебной стадии, ни на стадии судебного разбирательства, потому как он прямо не предусмотрен ч. 5 ст. 37 УПК [1, c. 47];

3.Помощник прокурора не вправе участвовать в деле только на досудебной стадии, потому как на досудебной стадии его деятельность носит властный характер, а на судебной ― нет [4, c. 8].

Автор второй позиции также указывает на формулировку абз. 1 ст. 5 УПК РФ: «ошибочность позиции сторонников наделения помощника прокурора полномочиями государственного обвинителя заключается в том, что они обосновывают свою позицию исключительно исходя из текста п. 31 ст. 5 УПК, игнорируя при этом специальную оговорку, которую законодатель закрепил в первом абзаце ст. 5 УПК РФ, где сказаны такие слова:«Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующее значение» [1, с. 46].

Все позиции были сформулированы в результате толкования ст. 37 УПК, но понятие прокурора закрепляется также в п. 31 ст. 5 УПК РФ, которая носит бланкетный характер к ФЗ «О прокуратуре». Данный закон дает иное определение прокурора ― в соответствии со ст. 54 ФЗ «О прокуратуре» понятие «прокурор» включает, в числе прочих, и помощника прокурора. При этом необходимо отметить, что ст. 54 ФЗ носит исключительный отсылочный характер, то есть применяется только к конкретным положениям данного закона, указанным в данном норме.Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 7 УПК прокурор не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу.

Как следствие, распространение положения ст. 54-ФЗ «О прокуратуре» на УПК является необоснованно широким толкованием― статья 54 применяется не в целом, не является общей нормой закона, а является исключением. Несмотря на это Конституционный Суд РФ в своем определении № 602-О-О от 08.04.2010 признал, что помощник прокурора вправе участвовать в качестве государственного обвинителя. Свою позицию он обосновал как раз ссылкой на ст. 54-ФЗ «О прокуратуре». При этом при аргументации своего решения Конституционный Суд РФ полностью проигнорировал положения как ст. 37 УПК РФ, так и тот факт, что ст. 54-ФЗ «О прокуратуре» применяется лишь относительно конкретных норм, прямо указанных в ст.54 ФЗ «О прокуратуре».

При этом не все государственные органы единодушны относительно данной проблемы. Так в 2007 г. Генеральной прокуратурой РФ была проведена служебная проверка действий помощника прокурора г. Таганрог, который осуществлял полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК. По результатам служебной проверки были выявлены нарушения и несоответствие действий помощника прокурора положениям ч. 5 ст. 37 УПК [3, с. 42].

Для разрешения коллизии, возникшей между п. 31 ст. 5 и ч. 5 ст. 37 УПК, необходимо отметить, что ст. 5 УПК дает определение понятия «прокурор», а ст. 37 определяет полномочия тех лиц, которые прямо указаны в ч. 5 ст. 37 УПК РФ. В результате, ч. 5 ст. 37 УПК вовсе не исключает помощника прокурора из числа участников уголовного судопроизводства, она лишь сужает рамки применения норм ст. 37, распространяя ее лишь на лиц, указанных в ч. 5 ст. 37 УПК РФ.

Так как в соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ в категорию «прокурор» включаются в том числе «иные должностные лица органов прокуратуры», к которым относятся помощники прокуроров, то помощник прокурора может являться участником уголовного процесса, но с оговоркой, что положения ст. 37 к нему не применяются.

Читайте также:  Если пенсия ниже мрот должны ли доплачивать

Полномочия прокурора в таком случае определяются на основании иных нормативных актов, в первую очередь ФЗ «О прокуратуре». В соответствии с ч. 1 ст. 30-ФЗ «О прокуратуре» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами следствия и дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством, а полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, согласно ч. 4 ст. 35-ФЗ «О прокуратуре», определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, участие прокурора как на судебной, так и на досудебной стадии отсылает к УПК, который данный вопрос не урегулировал.

В результате необходимо признать, что УПК РФ, закрепив в понятии прокурора, среди прочих, помощника прокурора, позволил рассматривать его в качестве одного из участников уголовного судопроизводства, но, исключив распространение на него полномочий, предусмотренных ст. 37 УПК РФ, он фактически не позволяет ему осуществлять никакие действия в связи с отсутствием полномочий.

Можно представить несколько вариантов разрешения ситуации и прекращения дискуссий по данному вопросу:

1.Исключить ч. 5 ст. 37 УПК РФ, тем самым предоставив помощникам прокурора соответствующие полномочий;

2.Исключить категорию «иные должностные лица» из п. 31 ст. 5 УПК РФ, тем самым исключив помощника прокурора из числа участников уголовного процесса;

3.Конкретизировать полномочия помощника прокурора в ФЗ «О прокуратуре».

Решение вопроса является неоднозначным во многом и потому, что с одной стороны действующая нагрузка на прокурорских работников никак не может считаться оптимальной. Так в 2009 году в г. Москва нагрузка составила 17 уголовных дел на помощника прокурора в месяц [7, c. 38]. Если лишить помощников прокурора возможности участвовать в уголовном судопроизводстве, то вся нагрузка ляжет на самих прокуроров и их заместителей, при этом в большинстве прокуратур уже сформировалась четкая система распределения нагрузки. «Таким образом, объем работы, который выполняют прокуроры и их заместители, непомерно возрастет, а в условиях Москвы будет попросту парализован надзор за законностью разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел» [6, с. 9].

С другой стороны абз. 2 п. 1 ст. 40.1-ФЗ «О прокуратуре» закрепляет, что на должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. В результате в уголовном деле в качестве государственного обвинителя сможет выступать лицо, не имеющее полного юридического образования, и, следовательно, вероятность возникновения процессуальных ошибок вырастает.

Наиболее приемлемым, по моему мнению, является прямое указание закона на возможность помощника прокурора участвовать в уголовном судопроизводстве с ограничением относительно невозможности участия студентов в качестве таковых.

Что примечательно, даже противники признания за помощником прокурора полномочий осуществления функции государственного обвинения соглашаются, что сложившаяся формулировка ст. 37 не является оптимальной [1, c. 47] и указывают на необходимость ее изменения. Опасность изменения нормы заключается в том, что это ставит «под сомнение законность приговоров, постановленных с участием помощников и старших помощников прокуроров районов и городов» [2, с. 8], в результате чего многолетняя деятельность государственных органов по изобличению преступников и восстановлению справедливости могла бы быть признана не соответствующей закону, именно поэтому, судя по всему, Конституционный суд РФ пришел к такому выводу, хотя позиция является явно необоснованной.

Список литературы:

  1. Аликперов Х.О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 45―47
  2. Балакшин В. Коллизии поддержания государственного обвинения// Законность, 2006, № 4. С. 8―9
  3. Иванов П.В. Вопрос о помощнике прокурора в судебной практике// Российский судья, 2008, № 8. С. 42―44
  4. Ковалев Г. Пора внести ясность: помощник прокурора ― государственный обвинитель // Законность. 2003. № 9. С. 7―10
  5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. (в ред. от 21 нояб. 2011 г.) // КонсультантПлюс: справ.правовая система.
  6. Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК// Законность, 2002, № 3. С. 6―10
  7. Суровцева Н.А. Организация работы по поддержанию прокурорами государственного обвинения в суде // Российский судья. 2009. № 12. С. 36―39
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в ред. от 12 нояб. 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ.правовая система.
  9. Устинов А. Компетенция помощника прокурора //Законность. 2002. № 6. С. 31―32
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector